Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Заседания Дискуссионного Клуба 30 января 2023 «Маркетинговые исследования. Подведение итогов ежегодного опроса Гильдии»

ПОСТ-РЕЛИЗ

Заседания Дискуссионного Клуба 30 января 2023

«Маркетинговые исследования. Подведение итогов ежегодного опроса Гильдии»

Темами первого заседания Дискуссионного Клуба Гильдии Маркетологов в 2023 году традиционно стали итоги Ежегодного опроса Гильдии и обсуждение последних тенденций на российском рынке маркетинговых исследований.

В зале путешествий клуба-ресторана «Петрович», встреча прошла в обстановке активного и заинтересованного обсуждения, открытого обмена мнениями.

С первым докладом выступил Игорь Березин (президент Гильдии Маркетологов), представивший итоги Ежегодного опроса. В опросе приняло участие 150 экспертов из 40 городов России. По оценкам экспертов, принявших участие в опросе Гильдии, количество реально работающих на российском рынке исследовательских компаний в 2022 году снизилось до 185 вернулось на уровень 2005 года).

Только 24% экспертов полагают, что рынок исследований вырос (средняя оценка роста 15%), 60% экспертов считают, что рынок снизился (средняя оценка снижения -20%). С учетом мнения всех экспертов получается минус 8%. Однако, Гильдия маркетологов полагает, что эта оценка нуждается в корректировке.

С учетом проведенной корректировки объем рынка маркетинговых и социологических исследований в России в 2022 году оценивается в 17 млрд. руб. А снижение к уровню 2021 года в 15%.

Ожидания экспертов на 2023 год разделились. 20% экспертов ожидают нулевого роста. 51% — дальнейшего сокращения рынка среднем на 13%), 30% — надеются на рост среднем на 11%). С учетом мнений всех экспертов получается снижение рынка в 2023 году на 3 – 4%. 

Презентация Игоря Березина

Вторым пунктом повестки было выступление руководителя Центра маркетинга ВЦИОМ Ирины Скворцовой на тему «Рынок исследований: стагнация или новый виток развития?». В докладе актуальные тенденции российского рынка исследований анализируются в контексте глобальных трендов исследовательской индустрии «инсайтов».

Всемирная ассоциация исследователей рынка и общественного мнения ESOMAR проводит разделение всех исследовательских проектов на традиционные (классические) исследования, технологически продвинутые исследования и аналитику и отчеты. Соотношение этих типов исследовательских проектов в мире в 2021 году оценивается как 45:30:25, а для российского рынка это соотношение 71:13:16. В ближайшее время следует ожидать увеличения доли технологически продвинутых исследований и снижения доли «классики» на российском рынке маркетинговых исследований.

Мировая индустрия «инсайтов» быстро восстанавливается в послекризисные периоды, и наибольший рост при этом показывают компании, которые успешно осваивают инновации и проявляют большую гибкость в отношениях с клиентами. Новшества в сфере исследований тесно связаны с глобальными изменениями последних десятилетий, такими как: повсеместная интернетизация (мы пока не использовали все возможности интернет-среды), развитая диджитализация -приведение данных в цифровой формат, необходимость обработки больших объемов информации, которые постоянно накапливаются, симплификация -подача информации в более простом и наглядном формате, и гипертрофированная забота о защите персональных данных + зависимость от государственного регулирования персональных данных. Основные требования к исследовательским компаниям, сохраняющим перспективу роста в сложных условиях сегодняшнего рынка – это открытость к новым технологиям, внимание к потребностям клиентов, чувствительность к изменениям рынка и обновление бизнес-мышления.

Презентация Ирины Скворцовой

Третий пункт повестки дня был посвящен развитию сегмента качественных исследований. С докладом «Качественные исследования: вызовы и перспективы» выступила Елена Мосичева, генеральный директор агентства Market Sense.

Сегодняшние специалисты по качественным маркетинговым исследованиям испытывают серьезные вызовы устоявшимся подходам к решению исследовательских задач своих клиентов. Это и тренд на анализ неструктурированных потоковых данных, возрастающая роль Data Science и мода на искусственный интеллект; спрос на пассивные формы сбора данных и аналитику, опережающий рост технологических методов по сравнению с «классикой», новые упрощенные подходы к исследованиям, пришедшие из практики ИТ-компаний — (JTBD, CUSTDEV), новая визуализация (доски Миро, CJM -таблицы).

Индустрия качественных исследований трансформируется, принимая эти вызовы: получают все более широкое распространение онлайн-фокус-группы (особенно в составе комплексных проектов, в сочетании с офлайн-методами); набирает ситу тренд на UX и т.н. продуктовые исследования в качестве перспективы стоит ожидать сближения, а не разграничения компетенций между классическим и продуктовым исследованием); возрастает роль фактора тревожности в ответах и реакциях респондентов, что приводит к когнитивным искажениям, нетипичным реакциям на стимулы и т.д., и соответственно необходимо совершенствовать методы отбора респондентов, вводя шкалу тревожности, а также проводить лонгитюдные исследования и использовать долгосрочные панели респондентов для снижения влияния указанного фактора на результаты качественных исследований. 

 Презентация Елены Мосичевой

Четвертый, и последний, пункт повестки дня был посвящен использованию телеграм – ботов и базы блогеров для эффективного рекрутирования участников маркетинговых исследований. С докладом на эту тему выступила Илона Методиева, генеральный директор агентства ADS.

Использование телеграм-бота для частичной автоматизации процесса рекрутирования респондентов на качественные исследования позволяет ускорить процесс, лучше распределять ресурсы и удешевить услуги агентства по рекрутированию. В качестве примера отмечается, что Сбермаркет смог подобрать респондентов в боте РекрутСам, разместив информацию о проведении интервью, размещение проекта стоило 3000 рублей, вознаграждение клиент оплачивал самостоятельно с помощью подарочных карт Сбермаркет номиналом в 1000 рублей. Подбор 6 участников стоил 9000 рублей, причем подобрать респондентов удалось в этот же день, отклики от потенциальных участников клиент получил сразу. Данная схема хорошо работает для не очень сложных проектов.

Разработанный агентством ADS сервис Первый телеграмм бот по подбору респондентов РекрутСам @RecruitCambot особенно эффективен в подборе респондентов в сочетании с сервисом телеграмм блогеров Telega in, когда при публикации проекта в РекрутСам, он автоматически добавляется в каналы блогерского сервиса Телега ин @telega_adv_bot, благодаря чему о проводимом исследовании узнает большее количество респондентов напрямую от блогеров.

По общему мнению участников, дискуссия на встрече получилась оживленной и интересной.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены