Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

290 рублей в день в среднем стоила в июне «Котлета с пюрешкой», сообщают Полстеры.рф +1,4% к маю (Автор - Царегородцева Анна)

«Котлета с пюрешкой»: как изменилась стоимость традиционного рациона россиянина


О проекте.

В начале июня 2020 г. полсотни российских исследовательских и рекламных компаний при содействии сети региональных исследовательских компаний «Полстеры.рф» провели очередную волну мониторинга стоимости продуктов питания «Котлета с пюрешкой».

«Котлета с пюрешкой» – всероссийский некоммерческий проект мониторинга минимальных розничных цен на продукты, составляющих условный ежедневный рацион среднестатистического россиянина. Проект впервые был проведен в Великом Новгороде в начале апреля 2020 г. местным маркетинговым агентством «Медиа-полюс».


Методология расчета.

Для расчета стоимости «Котлеты с пюрешкой» был составлен традиционный рацион питания среднестатистического жителя России. В ежедневный рацион входит:

  • Завтрак (овсяная каша на молоке с яблоком, бутерброд с маслом и сыром, кофе с молоком и половинка апельсина),
  • Обед (салат из свежих овощей, борщ, котлета из свиного фарша с картофельным пюре, чай, хлеб)
  • Ужин (салат "Оливье", поджарка из курицы с макаронами, чай и хлеб).

Всего 31 продукт. Для расчета выбираются 4-5 сетевых магазинов в каждом регионе. Замеры цен происходят в один и тот же день, в одно и то же время во всех регионах-участниках. Мониторинг проводится как в федеральных, так и в местных розничных сетях.

Прямое влияние на стоимость условного суточного рациона питания оказывают три основных фактора: стоимость продукта, размер его фасовки и фактическое наличие дешевых продуктов в магазине на момент мониторинга. То есть оценивается как стоимость товара, так и логистика розничной сети. Поэтому, например, в первую волну исследования в начале апреля 2020 г. стоимость «пюрешки» в части регионов была выше, чем на второй волне в мае. На начальном этапе самоизоляции населением были просто раскуплены дешевые товары, и на прилавках остались только дорогие.


Третья волна.

В июне 2020 года состоялась третья волна проекта, которая охватила уже 60 городов из 58 субъектов РФ. В первую волну, которая состоялась 12 апреля, в мониторинге участвовали всего 9 регионов. Вторая волна, проходившая 12 мая, приняли участие 40 регионов, 42 города России от Калининграда до Иркутска, от Мурманска до Улан-Удэ, в том числе в 16 городах-миллионниках.  Следующая, четвертая, волна проекта ожидается в сентябре 2020 года.


Результаты

Средняя стоимость минимального продуктового набора для приготовления рациона составила в среднем по России 290 рублей 46 копеек. Это на  1,1% выше стоимости того же рациона в мае 2020 года. При этом, если сопоставить данные like-to-like, то есть сравнить города из второй волны с третьей, то стоимость набора в этих 40 городах практически не изменилась.

Самый минимальный уровень "Котлеты" зарегистрирован в Симферополе (на 11% дешевле, чем в среднем по РФ, 258,47 рублей). Максимально дорогой набор - в Магадане (484,01 рублей, на 68,6% дороже, чем в среднем по РФ). В Москве - 315,75 рубля (рост – 4,1%), в Санкт-Петербурге - 283,08 рублей (снижение почти на 5%).

Из 40 городов, где проводился мониторинг в мае 2020 г., в 21 городе стоимость набора еды за месяц выросла – в разной мере, в том числе в семи городах рост составил менее 2,8% (размер погрешности исследования). Самое большое подорожание – на 13,8% – отмечено в Смоленске. Больше всего подешевел набор в Вологде – на 12,6%.

Рост наблюдается скорее в центре европейской части страны – в Москве, Ярославле, Калуге, Смоленске. Почти на 10% подорожала «котлета с пюрешкой» в Казани, Йошкар-Оле, Ульяновске и еще нескольких городах Приволжского федерального округа. Подорожание продуктов в основном связано с ростом цен на мясо птицы. Овощи, как сезонный продукт, в июне подешевели: сильнее всего на юге России.  А в Сибири как минимум в четырех городах наметилось снижение стоимости – в Томске, Кемерово (снижение менее 2,8%), Новосибирске и Красноярске. Также суточный набор подешевел в Улан-Удэ, хотя и остался одним из самых дорогих в стране. 

 

Обратим внимание, что в 81,6% исследуемых городов стоимость суточного рациона составляет более 20% размера номинальной начисленной заработной платы за месяц (в пересчете на день).

В Москве данный показатель составил 9,1%, а в Санкт-Петербурге – 11,9%. В 10 самых благоприятных по заработной плате регионах средняя доля расходов на «котлету с пюрешкой» в структуре средней номинальной заработной платы, пересчитанной на одни сутки, составляет 15,2%, а в 10 регионах с самой маленькой заработной платой – 28,8% (разница – 1,9 раза!). Чуть выше мы говорили о вариативности размера прожиточного минимума в зависимости от региона и вариативности стоимости нашего набора еды. Показатель вариации средней заработной платы в 58 регионах, где проводилось исследование, составил 35,4% при вариации суточного рациона – 10,8%.



Благодарность

Благодарим Федора Мезенцева («Медиа-Полюс», Великий Новгород) за организацию проекта, Олега Кормушина («Исследовательская компания MIRACULUM», Астрахань) за организацию а и огромный вклад в развитие проекта, сеть региональных исследовательских компаний Полстеры.рф и другие независимые агентства за реализацию проекта. Статья подготовлена членом Гильдии маркетологов России Анной Царегородцевой («Агентство Царегородцевой», г. Йошкар-Ола).

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены