Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Россияне рекордно увеличили расходы перед Новым годом

В декабре 2019 россияне продолжили ежегодную традицию и увеличили свои повседневные расходы на 7,9% по сравнению с ноябрем. В аналогичном периоде 2018 года объем трат наших соотечественников вырос на 7%. Реальные (очищенные от инфляции) расходы, как и номинальные, за месяц также выросли на 7,5%.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, в декабре номинальные расходы россиян выросли на 7,9% (см. График 1). Рост повседневных расходов против прошлого года составил 7%. По сравнению со средним скользящим за последние 12 месяцев наблюдается рост повседневных расходов на 18,5%. К концу года темп роста расходов значительно ускорился. Несмотря на то что, как правило, рост декабря относительно ноября выше (в этом году рекордный рост расходов наблюдался в ноябре, соответственно из-за эффекта высокой базы, рост декабря к ноябрю относительно невысок), рост расходов против прошлого года является существенным и значительно превышает инфляцию.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – декабрь 2019.

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – декабрь 2019.

100% = медианное значение 2012 года

Источник данных: Romir Scan Panel, декабрь 2019

Реальные расходы, то есть расходы очищенные от инфляции, в декабре выросли на 7,5% против прошлого месяца (см. График 2). Кроме того, против прошлого года траты россиян также выросли на 3,5%. По сравнению со средним скользящим за последние 12 месяцев рост составил 16,9%. Значение реальных расходов в декабре прошлого года оказалось самым высоким с декабря 2015 года.

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – декабрь 2019.

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2015 – декабрь 2019

100% = медианное значение 2012 года

Источник данных: Romir Scan Panel, декабрь 2019

Регионы

Рост расходов наблюдается по всем округам, кроме Дальневосточного ФО: в нем наблюдается снижение против ноября (-4,5%) и декабря 2018 года (-3,2%). Это крайне необычно, так как нарушает привычный фактор сезонности. В ДВФО сезон распродаж (Черная пятница и др.) лучше привлек покупателей, чем новогодние праздники. Низкий рост против ноября наблюдается также в Уральском ФО (+3,8%). Самый высокий рост за месяц продемонстрировал Северо-Западный ФО (+13,6%). Лидером же по росту декабрьских расходов против прошлого года стал Приволжский ФО, рост составил значительные 15,2%. Существенный рост так же наблюдается в УФО. В остальных регионах рост немного опережает инфляцию.

Города

В декабре москвичи увеличили свои расходы по сравнению с ноябрем на 13,6%., тогда как жители северной столицы – на 15,8%. Говоря о годовой динамике, расходы жителей Москвы и Питера в декабре также продемонстрировали рост – +3,9% и +3,6%. Это традиционный сезонный рост, и в динамике против прошлого года он приблизительно соответствует инфляции.

В остальных миллионниках за месяц расходы жителей выросли на 8,7%, а за год – на 6,5% (см. Рисунок 1). В полумиллионниках расходы жителей за месяц выросли на 9,1%, а относительно прошлогоднего декабря – сразу на 12,4%. В стотысячниках за месяц траты жителей также увеличились на 6,7%, а в разрезе года – на 5,6%.

Рисунок 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов (миллионники, 500+, 100+).

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов (миллионники, 500+, 100+)

Источник данных: Ромир, декабрь 2019

Доходные группы

Чем выше доходы, тем охотнее люди наращивали потребление в новогодние праздники. Так, более всего по сравнению с ноябрем расходы выросли в высокодоходной (+10,2%). Наибольший же годовой рост оказался у россиян со средним доходом (+8,3%).

Методика

Индекс покупательской активности (ИПА) – показатель, демонстрирующий динамику потребления домохозяйствами товаров FMCG (товаров повседневного спроса), рассчитанный на основе данных панельного исследования Romir Consumer Scan Panel. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам нескольких сотен категорий продовольственных и непродовольственных товаров. Данный показатель рассчитывается ежемесячно с 2012 года на основе данных о потреблении домохозяйств, проживающих в российских городах с численностью населения 100 000 жителей и более.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 40 000 россиян, 15 000 домохозяйств в 220 городах с населением от 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют QR-коды с чеков. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Компания располагает широкой собственной региональной сетью в России и странах ближнего зарубежья. Ромир является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, география исследований охватывает более сорока государств.


Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены