Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Традиционная апрельская экономия

Общие повседневные расходы россиян в апреле по уже многолетней традиции снизились по сравнению с мартом. Так, за месяц россияне сократили свои общие траты на -4,6%, что с учетом инфляции в 0,4% дает падение на -5%. В разрезе года же наблюдается рост повседневных расходов на 1,8%, что, однако, не дотягивает даже до уровня накопленной с апреля прошлого года инфляции в 2,4%. Правда, реальные, то есть очищенные от инфляции, расходы россиян в минувшем апреле оказались выше аналогичных показателей предыдущих лет. Они уступили только значениям реальных расходов в 2016 и 2013 годах. В апреле традиционно фиксируется сокращение общих трат в связи с окончание всех возможных праздников. Россияне возвращаются к привычному стилю покупок и даже где-то к режиму экономии. Об этом свидетельствует и снижение затрат на продуктовые категории – до 50,2% в общей корзине расходов. Снизился и размер среднего чека за месяц – на -1,7%. На фоне растущих цен, особенно на овощную продукцию, не удивительно желание россиян траты поумерить.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в апреле по уже многолетней традиции снизились по сравнению с мартом. Так, за месяц россияне сократили свои общие траты на -4,6%, что с учетом инфляции в 0,4% дает падение на -5% за месяц. В разрезе года же наблюдается рост повседневных расходов на 1,8%, что, однако, не дотягивает даже до уровня накопленной с апреля прошлого года инфляции в 2,4%. Таким образом, и годовой рост можно назвать более чем скромным (см. Гистограмму 1). 

Гистограмма 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – апрель 2018. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – апрель 2018.  

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2018

Правда, реальные, то есть очищенные от инфляции, расходы россиян в минувшем апреле оказались выше аналогичных показателей предыдущих лет. Они уступили только значениям реальных расходов в 2016 и 2013 годах (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – апрель 2018. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – апрель 2018.  

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, апрель 2018 

В чем секрет апрельского снижения расходов? Как уже отмечалось выше, в апреле традиционно фиксируется сокращение общих трат в связи с окончание всех возможных праздников. Россияне возвращаются к привычному стилю покупок и даже где-то к режиму экономии. Об этом свидетельствует и снижение затрат на продуктовые категории – до 50,2% в общей корзине расходов. В предыдущие месяцы, напомним, траты на продукты составляли 52-54%. Снизился и размер среднего чека за месяц – на -1,7%. На фоне растущих цен, особенно на овощную продукцию, не удивительно желание россиян траты поумерить.

Регионы

В апреле свои расходы сократили жители большинства регионов страны. Только на северо-западе расходы потребителей в апреле не претерпели изменений по сравнению с предыдущим месяцем, а в Центральном округе они даже немного выросли – на 0,5%. В остальных же округах наблюдалось снижение: от -3,9% на Урале, -7,9% - в Приволжье, -9% - в южных регионах страны и до -11,4% в Сибири.

Зато по сравнению с апрелем прошлого года расходы показали рост почти во всех регионах. Исключение составил только Урал, где за год расходы жителей сократились на -5,4%. В остальных же округах наблюдался уверенный рост: на 5,4%  - в Сибири, на 6% - в центре страны, на 8,4% - на юге и на рекордные 15,1% - на северо-западе.

Города

Росту расходов в Центральном и Северо-западном округах, правда, ничуть не способствовало покупательское поведение жителей обеих столиц.  Так, если в целом по Центральному округу расходы в апреле выросли, то в Москве они за месяц сократились на -5,8%. В Питере они тоже сократились на -2,8% за месяц при том, что в среднем по округу траты жителей остались неименными по сравнению с мартом. За год расходы москвичей показали отрицательную динамику в -1,4%, что также не вписывается в общую динамику расходов жителей всего округа. В северной же столице в разрезе года расходы потребителей хоть и выросли на 4,5%, но внесли малую лепту в общий рекордный рост в округе.

В остальных городах-миллионниках в апреле расходы горожан сократились еще больше, чем в двух столицах – на -6%. Однако в разрезе года рост расходов в этом типе городов оказалась выше среднего и составил 3,7%. Еще ощутимее придержали кошельки в апреле потребители из полумиллионников, расходы которых за месяц сократились сразу на -11%. Правда, по сравнению с апрелем прошлого рост их расходов составил 8,2%. Выше годовой рост расходов был зафиксирован только в стотысячниках – на 14,1%. Однако за месяц в этом типе городов повседневные траты жителей сократились на -0,9%.

Доходные группы 

В апреле россияне из разных доходных групп демонстрировали сокращение повседневных трат. При этом самыми экономными показали себя высокодоходники, чьи расходы сократились за месяц на -9,9%. Россияне с низким доходом сократились ежедневные траты в апреле на -3,5%, а среднедоходники – на -1,2%.

Относительно же апреля прошлого года представители всех доходных групп свои повседневные траты нарастили, правда, кто-то скромнее, как высокодоходники (всего на +0,6%), а кто-то показательно, как среднедоходники (+12,2%). Россияне с низкими доходами за год повысили объем повседневных трат на +8,6%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 500 домохозяйств в 190 городах с населением 10 тысяч человек и более, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

+7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены