Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сберегающих все меньше

Но верность рублю по-прежнему высока

О наличии сбережений завили 48% россиян, что значительно ниже аналогичного показателя прошлого года (57%), но все же превышает результаты кризисных 2015 и 2016 годов.  При этом доля россиян, хранящих свои сбережения в рублях, за год не изменилась и осталась на стабильно высоком на уровне в 79%. Лучшими способами хранения сбережений, с точки зрения сохранности, россияне по-прежнему считают вклады в российских банках (31%) либо наличные рубли (30%). И эти показатели за год укрепили свои позиции. По предпочтительным видам вложения свободных денег по-прежнему лидируют недвижимость (36%) и вклады в банках (31%). Причем популярность последних находится на одной из самых высоких отметок на все годы наблюдений.

В марте текущего года в ходе очередного всероссийского опроса населения* исследовательский холдинг Ромир задал респондентам несколько вопросов о сбережениях. Подобные опросы проводятся уже на протяжении нескольких лет, что позволяет отслеживать динамику. В частности один из вопросов касается наличия у респондентов и в их семьях сбережений и формы их хранения.

Согласно полученным результатам, о наличии сбережений в этом году заявили немногим менее половины россиян – 48%, что значительно ниже аналогичного показателя прошлого года (57%), но все же превышает результаты кризисных 2015-го (31%) и 2016 годов (27%). При этом доля россиян, хранящих свои сбережения в рублях, за год не изменилась  и осталась на стабильно высоком уровне в 79% (см. Гистограмму 1).

Доля россиян, которые не имеют сбережений, в среднем составляет 52%. Однако значительно чаще такой ответ указывали граждане с низким доходом (67%), жители сельской местности (59%). А реже всего в отсутствии сбережений признавались жители полумиллионников (44%).

Гистограмма 1. Доля россиян, имеющих сбережения. Доля среди сберегающих, кто хранит  накопления в национальной валюте (%).

Доля россиян, имеющих сбережения. Доля среди сберегающих, кто хранит  накопления в национальной валюте (%).

Источник: холдинг Ромир, 2004-2018

За год несколько выросла доля тех, кто предпочитает хранить сбережения в смешанном варианте – в рублях и в валюте. Такой ответ дали 19% россиян из числа, имеющих сбережения. И это самый высокий показатель за последние годы наблюдений. Зато число поклонников валютных накоплений за год сократилось более чем втрое и составило только 2% против 7% годом ранее (см. Гистограмму 2).

Гистограмма 2. Формы хранения сбережений (%). 

Формы хранения сбережений (%).

Источник: холдинг Ромир, 2015-2018

В вопросе наиболее надежных форм хранения сбережений за год произошли некоторые изменения, хотя общая картина сохранилась (см. Гистограмму 3).  Лучшими способами хранения сбережений, с точки зрения сохранности, россияне по-прежнему считают вклады в российских банках (31%) либо наличные рубли (30%). Третье место по надежности респонденты отдали наличной валюте (17%).

Диаграмма 3. Наиболее надежные формы и способы хранения сбережений (%).

Наиболее надежные формы и способы хранения сбережений (%).

Источник: холдинг Ромир, 2006-2018

За год почти вдвое выросла доля ответов о надежности вложения сбережений в изделия из драгметаллов и камней – до 12%. По остальным вариантам хранения накоплений динамика результатов оказалась несущественной. Так, о надежности инвестиций в бизнес заявили 9% опрошенных, о вложении сбережений в ценные бумаги и акции – 7%. В надежности вкладов в иностранных банках уже который год подряд уверены 4% россиян.

А при ответе на вопрос «Куда бы Вы предпочли вложить свободные деньги, сбережения?» выяснилось, что настроения россиян в текущем году во много оказались сходны с докризисными 2012-2013 годами (см. Гистограмму 4). Так, более трети россиян (36%) сегодня предпочли бы вложить свободные деньги в недвижимость или землю. Банковским депозитам доверили бы свои накопления 31% опрошенных. Выше доля подобных ответов была только в 2012 году (34%). То есть популярность вложений в банковские продукты продолжает расти.

Диаграмма 4. Предпочтения россиян по вложению свободных денег (%).

Предпочтения россиян по вложению свободных денег (%).

Источник: холдинг Ромир, 2004-2018

А вот привлекательность вложений в бизнес сокращается из года в год. На сегодняшний момент этот показатель равен 8% и является самым низким за все годы наблюдений.  Интерес к акциям и ценным бумагам среди россиян немного вырос по сравнению с прошлым годом – до 6%, но остается в привычном диапазоне колебаний на протяжении всего периода наблюдений.

Отметим, что каждый десятый респондент (10%) предпочел бы никуда не вкладывать накопления, а сохранить их «на черный день». За год доля подобных ответов не изменилась. Также на уровне прошлого года (8%) осталась доля тех, кто предпочел бы вкладывать свободные средства в собственное здоровье – лечение, санатории и т.д. 9% россиян считают лучшим способом вложения сбережений оплату образования – своего или детей. Причем число таких ответов за год выросло почти вдвое (с 5%). Сторонниками покупки нового авто или приобретения туристической поездки являются 4% россиян, что немного меньше, чем годом ранее (6%). 

*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 50 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

Моб.: +7 (495) 519 66 13

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены