Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сезонная экономия продолжается

Общие повседневные расходы россиян в сентябре продолжили сокращаться.  Если в августе было отмечено их падение на -0,6%, то в сентябре интенсивность удвоилась и составила -1,3%. В годовом выражении общие расходы, тем не менее, показали рост, который составил 3,3% и практически совпал с официальной накопленной с сентября прошлого года инфляцией в 3%.  На общие повседневные расходы россиян уже который месяц подряд оказывают значительное влияние сезонные факторы, как то рекордный урожай, повлекший за собой снижение цен на фрукты и овощи. В сентябре также стоит отметить и общее снижение покупательской активности. При общем сокращении расходов, но при растущем размере среднего чека можно говорить о некотором снижении частоты походов в магазины.

Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в сентябре продолжили сокращаться. Если в августе было отмечено их падение на -0,6%, то в сентябре интенсивность удвоилась и составила -1,3%. Официальная же минусовая инфляция в -0,1% несущественно скорректировала это значение (см. График 1). В годовом выражении общие расходы, тем не менее, показали рост, который составил 3,3% и практически совпал с официальной накопленной с сентября прошлого года инфляцией в 3%, согласно данным Росстата.

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2017. 

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2017.

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, сентябрь 2017 

Что же касается реальных, то есть «очищенных» от инфляции, расходов россиян, то по итогам сентября они совпали с аналогичными значениями двух предыдущих лет,  но при этом уступили показателям 2013 и 2014 годов (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2017. 

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – сентябрь 2017.  

100% = январь 2012 года 

Источник: Romir Scan Panel, сентябрь 2017 

Сентябрьское снижение расходов выглядит нетипичным в общей картине наблюдений. Аналогичная ситуация фиксировалась только в сентябре 2014, в момент начала кризиса и введения продуктового эмбарго. Тогда, вероятно, наши соотечественники пребывали в некоторой растерянности от новых экономических и торговых реалий. В текущем же году на общие повседневные расходы россиян уже который месяц подряд оказывают значительное влияние сезонные факторы, как то рекордный урожай, повлекший за собой снижение цен на фрукты и овощи.

Аналитики рынка также отметили общее снижение покупательской активности в сентябре. Данные Romir Consumer Scan Panel подтверждают эту тенденцию. При общем сокращении расходов, но при растущем размере среднего чека можно говорить о некотором снижении частоты походов в магазины.

Регионы

В сентябре жители различных регионов показали разнонаправленную динамику в своих повседневных расходах. Например, на северо-западе и на юге страны общие расходы потребителей в сентябре номинально остались на уровне августа. В Центральном (-1,6%) и Сибирском (-5,1%) было зафиксировано общее снижение расходов в разрезе месяца. А вот в Приволжском (+1,2%) и Уральском (+5%) округах ежедневные траты наоборот пошли в рост в первом осеннем месяце.

В разрезе года динамика расходов в разных частях страны также оказалась неоднородной.  В Северо-Западном (-5,4%) и Сибирском (-6,3%) округах отмечалось снижение расходов относительно сентября прошлого года. А в остальных регионах наблюдался рост – от скромного в центре страны (+3,5%) до впечатляющего на Урале (+10,4%) и на юге (+14,3%). 

Города

Сентябрь потребовал от жителей обеих столиц увеличения расходов. Так, в Москве повседневные траты горожан увеличились на 0,7%, а в Питере на 0,8%. Правда, в разрезе года рост оказался куда более скромным. В северной столице он вообще оказался нулевым, а в Москве составил всего 1,4%.

В остальных же миллионниках в сентябре расходы уверенно увеличились на 1,5%, а относительно сентября прошлого года – на 7,3%. Зато в пятисоттысячниках (-0,7%) и стотысячниках (-4,4%) расходы горожан за месяц снизились. В разрезе года в пятисотысячниках также было отмечено общее снижение ежедневных трат на -1,4%. В стотысячниках относительного прошлогоднего сентября расходы увеличились практически на размер инфляции, т.е. на 3,1%.

Доходные группы 

Россияне с высокими доходами уже три месяца подряд показывают одинаковый объем расходов, по крайней мере, в номинальном выражении. Среднедоходники в сентябре свои расходы сократили на -2,6%. А нарастили только низкодоходники - на 1,9%. В разрезе же года во всех доходных группах наблюдался рост расходов: 2,6% в низкодоходной, 3,4% в среднедоходной и 3,5% в высокодоходной.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены