Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

540 рублей потратил в октябре 2016 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В октябре средний чек продолжил развивать положительную динамику, начатую месяцем ранее. Так, средний чек вырос на 2,3% относительно сентября и составил 540 рублей за один поход в магазин. Однако относительно прошлогоднего октября средний чек не смог похвастаться ростом, снизившись -4,4% с 565 рублей. Номинально средний чек сравнялся с показателем октября 2013 года. Наиболее бурно средний чек рос в октябре в Санкт-Петербурге (6,5%) и в северо-западном регионе в целом (+5,2%). Уверенно нарастили единовременные расходы жители всех миллионников. Причем наибольшей популярностью для совершения покупок стали каналы современной торговли, где чек  октябре вырос, закрепив рост предыдущего месяца. Зато в магазинах традиционной торговли ситуация с чеком оставляет желать лучшего. Более низкий показатель чека, чем в октябре текущего года, фиксировался в магазинах, торгующих через прилавок, только в самом начале 2012 года.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 35 000 покупателей в 180 городах с населением от 10 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Как и общие расходы на товары повседневного спроса, продолжившие свой рост в октябре после сентябрьского оживления, средний чек не изменил положительной динамики, начатой месяцем ранее. По итогам октября средний чек вырос на 2,3% относительно сентября и составил 540 рублей за один поход в магазин. Такой рост существенно превосходит месячную инфляцию в 0,4%, рассчитанную Росстатом.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, октябрь 2016

Однако относительно октября прошлого года средний чек не смог похвастаться ростом. По сравнению с октябрем 2015 года средний чек снизился на -4,4% с 565 рублей. В октябре 2014 чек равнялся 569 рублям. Зато номинальный размер среднего чек в прошедшем октябре сравнялся с аналогичным показателем октября 2013 года. Эти сравнения вряд ли можно назвать радужными. Тем не менее, надежду вселяет тот факт, что тренд низкого среднего чека, который продлился более полугода, наконец-то прерван. И рост чека второй месяц подряд закрепляет новую динамику.

Как видно из карты 1, средний чек в октябре показал рост во всех регионах, кроме Приволжского ФО, где он похудел на 2 рубля и, таким образом, потерял -0,4%. В остальных же округах чек уверенно вырос. Лидером роста оказался северо-запад страны с показателем +5,2%. Скромнее всего чек поправился в Центральном ФО – всего на +1,5%. Однако не стоит забывать, что в сентябре центральный регион страны выступил одним из драйверов общего роста чека – сразу на 10% по сравнению с августом.

Диаграмма 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, октябрь 2015 - октябрь 2016

Поведение чека в центральном и северо-западном регионах  традиционно тесно связано с динамикой чека в двух столицах. Так, после сентябрьского скачка чек в Москве в октябре даже немного похудел – на -2,8%. То есть он опустился с отметки в 703 рубля в сентябре до 683 в октябре. Таким образом, номинально московский чек вернулся к аналогичному показателю трехлетней давности.

А вот в Питере, где чек в сентябре, напомним, расти отказался, в октябре он решил наверстать упущенное. Таким образом, чек в северной столице в октябре прибавил сразу +6,5% и вырос до 674 рулей с сентябрьских 633. Однако такая величина чека в Санкт-Петербурге остается сопоставимой с чеком середины 2014 года.

В целом в разрезе месяца средний чек прибавил во всех типах городов, но больше всего в миллионниках – рост на +7,2%. Жители стотысячников в октябре за один поход в магазин в среднем тратили на 3,2% больше, чем месяцем ранее. Рост же чека в пятисоттысячниках оказался самым скромным и составил всего 1%.

Отметим, что в городах с населением более полумиллиона человек средний чек, начиная с февраля этого года, находится на беспрецедентно низких отметках, не сопоставимых даже с показателями четырехлетней давности. Так, например, относительно октября прошлого года чек сократился на 11,2%.

В других типах городов величина среднего чека по сравнению с аналогичным периодом 2015 года показала минусовую динамику. Так, в миллионниках за год средний чек сократился на -7,1%, а в стотысячниках – на -3,1%.

Средний чек в октябре продолжил рост в каналах современной торговли, хотя и скромнее, чем в сентябре. Так, наибольший рост показал чек в дискаунтерах на +2,8% - до 362 рублей. В супермаркетах средний чек вырос на +1,6% до 373 рублей. И в гипермаркетах, где напомним, величина среднего чека неуклонно снижалась с начала года, в сентябре произошел резкий скачок чека вверх – сразу на 11%. В октябре же чек лишь укрепил свои позиции – рост составил всего +0,6% с 835 рублей до 840.  

И если в современной торговле ситуация с чеком начинает корректироваться с положительную сторону, то в канале традиционной торговли (через прилавок) дела идут все хуже и хуже. Так, в октябре средний чек потерял -8,7%, опустившись до отметки в 252 рубля. Это самый низкий показатель в течение всего текущего года. Да и в предыдущие годы наблюдений чек опускался ниже этой отметки только в первые месяцы 2012 года. 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 35 000 россиян, 13 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены