Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Гражданский долг все реже выполняют

Скептически к выборам, как и тринадцать лет назад, относится порядка трети населения, называя их формальным мероприятием или обманом народа. Однако четверо из десяти респондентов по-прежнему называют участие в выборах гражданским долгом каждого россиянина. И еще около 10% опрошенных видят в выборах возможность участия в политической борьбе или управлении страной. Тем не менее, выполняют свой гражданский долг и выражают свою общественную позицию россияне все реже. В два с половиной раза за тринадцать лет выросла доля россиян, которые выборы игнорируют – с 10% до 24%. И соответственно более чем на четверть сократилась доля тех, кто ходит на выборы постоянно или часто – с 73% до 52%. 

 

Исследовательский холдинг Ромир продолжает публиковать результаты исследования на электоральную тему, проведенного в рамках августовского всероссийского опроса населения. В частности, респондентам были адресованы те же вопросы, что в 2003 году. Сравнение результатов показало любопытную динамику. 

Например, в вопросе характеристики выборов мнения россиян почти не изменились за 13 лет. По-прежнему 41% респондентов называет голосование на выборах гражданским долгом каждого россиянина. Причем об участии в выборах, как о гражданском долге, чаще говорили женщины нежели мужчины. Доля таких ответов также растет пропорционально возрасту респондентов.

Диаграмма 1. Как Вы считаете, участие во всероссийских выборах, прежде всего, это…?

Как Вы считаете, участие во всероссийских выборах, прежде всего, это…?

Источник: Ромир, август 2016

Несколько выросла за 13 лет доля россиян, которые считают голосование на выборах формальным мероприятием – с 18% в 2003 году до 23% в нынешнем. Больше, чем в среднем выборке, было выявлено скептиков в молодежной аудитории 18-24 лет (31%), среди студентов и учащихся. Также несколько чаще такой ответ звучал от жителей городов 100-500 тысяч человек.

По остальным вариантам ответов мнение россиян почти не изменилось за прошедшее с последнего опроса время. Каждый десятый (11%) опрошенный называет выборы обманом народа. В 2003 году таких ответов насчитывалось 12%. Еще 10% россиян все же надеются, что выбору являются возможностью улучшения жизни. Тринадцать лет назад так думали 13% респондентов. Назвали выборы способом участия в политической борьбе 6% опрошенных при 7% аналогичных ответов в 2003 году. Об участии в выборах как возможности управления страной заявило 3% россиян. Тринадцать лет назад таких ответов было вдвое больше – 6%.

Таким образом, доля скептиков относительно процесса выборов по сравнению с 2003 годом осталась почти неизменной – на уровне трети населения. Остальные россияне в той или иной степени считают выборы шансом, возможностью и самое главное долгом. Насколько регулярно этот долг наши соотечественники выполняли за последние 10 лет. Выяснилось, что частота походов на участки для голосования несколько сократилась за минувшие годы по сравнению с показателями 2003 года.

29% россиян завили, что в последние 10 лет ходили на выборы регулярно. И еще 23% сказали, что ходили часто. То есть в общей сложности активный электорат составил 52% населения страны. Тогда как в 2003 году аналогичные ответы были получены от 73% россиян. Более ответственными в выполнении гражданского долга оказались женщины, нежели мужчины. Сознательность граждан также растет пропорционально возрасту респондентов.

Диаграмма 2. Скажите, насколько часто Вы ходили на выборы в Государственную Думу или выборы Президента РФ за последние 10 лет?

Скажите, насколько часто Вы ходили на выборы в Государственную Думу или выборы Президента РФ за последние 10 лет?

Источник: Ромир, август 2016

В связи со значительным сокращением доли россиян, которые активно и регулярно принимают участие в выборах, за последние годы, соответственно, увеличилась доля тех, кто на выборы ходил иногда – с 16% до 20%. И в два с половиной раза выросло число тех, кто на выборы не ходил или ходил крайне редко – с 10% в 2003 году до 24% в нынешнем. Выше доля россиян, манкирующих своим гражданским долгом, среди респондентов 35-44 лет.

Президент исследовательского холдинга Ромир, вице-президент  Gallup International Андрей Милехин на основе полученных результатов констатирует, что интерес и доверие к выборам идет по ниспадающей. «Несмотря на то, что большинство россиян все-таки воспринимают выборы как гражданский долг и участие в управлении страной, они в прямом смысле голосуют в последние годы меньше и реже, чем десять лет назад. Однако любопытно, что доля россиян, в семьях которых голосуют согласованно, осталась неизменной с 2003 года и по-прежнему составляет 32%».

*В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет, проживающих  как в городах различных типов, так и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования почти в 100 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены