Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

499 рублей потратил в феврале 2016 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В феврале текущего года средний чек похудел сразу на 13,5% относительно январских показателей и составил 499 рублей. Даже в разрезе года его падение оказалось чуть меньшим – 12,5%. Фактически размер среднего чека вернулся к состоянию двухлетней давности. Но в целом стоит отметить, что подобного резкого падения среднего чека не наблюдалось никогда за все годы измерений. Рекордное падение средний чек показал в крупных городах – пятисоттысячниках и миллионниках – где он опустился до рекордно низких значений за все годы наблюдений. Также самые большие потери понес средний в чек в гипермаркетах, показав в феврале беспрецедентно низкое значение за четыре последних года.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В феврале текущего года средний чек буквально обвалился по всем показателям. Он похудел сразу на 13,5% относительно января текущего года и остановился на отметке в 499 рублей. Даже в разрезе года его падение оказалось чуть меньшим – 12,5%. Фактически размер среднего чека вернулся к состоянию двухлетней давности. Но в целом стоит отметить, что подобного резкого падения среднего чека не наблюдалось никогда за все годы измерений.

Однако поводов для паники нет. На фоне растущих общих расходов на повседневные товары сокращение среднего чека говорит только о том, что россияне стали больше разнообразить свои походы по магазинам. Они ходят за покупками чаще и в большее количество магазинов, в каждом из них оставляя меньшие суммы, чем месяцем ранее. Но по общему итогу они тратят больше.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, февраль 2016

Средний чек похудел во всех регионах. Лидерами по сокращению чека стали Северо-Западный, Центральный и Дальневосточный ФО, где чек за месяц потерял 17-21%. На юге страны, в Поволжье и на Урале средний чек похудел приблизительно на 10-11%. И спокойнее всего  чек вел себя в Сибири, где потери в единоразовых затратах составили всего 4,5%.

В ощутимом снижении размера среднего чека в северо-западном регионе виноваты, безусловно, питерские покупатели, которые сократили единоразовые траты в магазинах сразу на 16% по сравнению с январем. Таким образом, средний чек в северной столице после январских 810 рублей оказался на отметке в 680 рублей. Однако он по-прежнему превосходит московский показатель. Так, в столице средний чек по итогам февраля получил значение в 661 рублей, что на 13% меньше январского значения.

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, февраль 2016

В других типах городов средний чек тоже показал небывалые провалы. Так, с миллионниках чек похудел в феврале относительно января на 13% и вернулся к показателю на только двухлетней давности, но и вообще сравнялся со значением начала 2012 года.

В городах с населением от 500 тысяч до миллиона человек чек в феврале оказался на 13,4% меньше, чем в январе. Напомним, что уже в первом месяце года чек в этом типе городов показывал рекордно низкие значения. Февральский же результат оказался беспрецедентно низким – за четыре последние года наблюдений средний чек в пятисоттысячниках ни разу не опускался так низко.

В городах с населением от 100 до 500 тысяч средний чек в феврале сократился на 14,2% по сравнению с январем. Его значение оказалось идентично показателям конца 2012 и 2013 годов.

Сильнее всего размер среднего чека по итогам февраля просел в гипермаркетах и дискаунтерах, потеряв по 15,8% относительно январских значений. Особенно отметим потери гипермаркетов, где средний чек не опускался ниже тысячи рублей с конца 2013 года. И вот такой момент опять наступил – в среднем покупатели оставляли в прошедшем феврале на кассе гиперов всего 887 рублей. Это вообще самый низкий показатель за последние четыре года. Предыдущий антирекорд равнялся 888 рублям в июне 2013 года.

В супермаркетах и магазинах традиционной торговли также было отмечено ощутимое снижение среднего чека – более чем на 14%. Аналогичные размеры чеков в этих каналах последний раз отмечались в середине 2014 года.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены