Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

577 рублей gотратил в январе 2016 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

В январе текущего года средний чек резко похудел относительно декабря, сократившись на 10,3%. Более того, средний чек января 2016 года оказался даже ниже на 10 рублей или 1,7%, чем в январе 2015. Однако в предыдущие годы размеры январского снижения среднего чека были даже более ощутимыми благодаря более высокой базе декабрьских показателей.  Рекордсменами по снижению единовременных трат почти на четверть стали жители Сибири, а меньше всего (-2%) сократили расходы за один поход в магазин жители северо-запада страны. Средний чек в Питере тоже остался почти неизменным относительно декабря и за счет этого опять, как и в конце прошлого года, превзошел величину чека в столице.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

В первом месяце нового года средний чек по традиции сильно похудел относительно предновогодних показателей декабря. Так, в целом и среднем по стране за один поход в магазин среднестатистический покупатель потратил 577 рублей, что на 10,3% меньше, чем в декабре. Более того, средний чек января 2016 года оказался даже ниже на 10 рублей или 1,7%, чем в январе 2015. То есть с учетом накопленной с января прошлого года инфляции в 15% роста среднего чека в разрезе года не произошло ни в номинальном, ни в реальном выражении. Однако стоит отметить, что в предыдущие годы падение среднего чека в январе относительно предпраздничного декабря было еще более ощутимым  – от 13% до 17%.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2016

Как видно из карты, средний чек показал падение во всех федеральных округах, но с разной интенсивностью. Приближенные к средним показателям продемонстрировали Центральный, Приволжский и Уральские округа. Куда сильнее средний чек похудел на юге страны и на Дальнем Востоке. А в Сибири он потерял почти четверть от декабрьского значения.

Меньше всего средний чек сбавил обороты в январе относительно предыдущего месяца в северо-западном регионе, похудев всего на 2%. Вероятно, основная заслуга в этом питерских покупателей, которые сократили свои единовременные траты в январе всего на 1,8% относительно декабря. Таким образом, средний чек в Северной столице в январе остановился на отметке в 810 рублей, опять обогнав московского собрата.

В столице средний чек в январе похудел на 10% по сравнению с последним месяцем прошлого года и составил 759 рублей. Таким образом, если в октябре и ноябре прошлого года средний чек в Санкт-Петербурге лишь незначительно обгонял московский, то в январе можно уже говорить о разнице в 50 рублей.

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, январь 2016

В остальных городах страны средний чек тоже терял в показателях в январе относительно декабря. В миллионниках он похудел на -8,7%, в пятисотысячниках на -14,2%, в стотысячниках на  -10,7%. И даже относительно января прошлого года величина среднего чека уменьшилась на -3% в городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей. А в стотысячниках размер чека в разрезе года сократился на -4,3%. Только покупатели мегаполисов фактически сохранили объемы единовременных трат на прежнем уровне, что и годом ранее – рост чека оказался менее 1%.

Если говорить о поведении среднего чека в различных торговых каналах, то здесь стоит отметить «пострадавшего» №1 – это гипермаркеты. В них средний чек потерял сразу 14% относительно декабря и 8% по сравнению с январем прошлого года.  В супермаркетах также  было зафиксировано падение среднего чека и в разрезе месяца (-7,5%), и в разрезе года (-5%), но чуть меньшее, чем в гипермаркетах.

Вероятно, скачок среднего чека в гипермаркетах в декабре объяснялся предпраздничной закупкой. В январе же праздники закончились, россияне долго доедали сделанные запасы и, как результат, спрос на объемную закупку в гипермаркетах сократился.

Потеряли в среднем чеке и дискаунтеры, которые закончили прошлый год с отличными показателями. Итак, в январе покупатели сократили траты на одну покупку в этом типе магазинов на 9% по сравнению с декабрем. Но зато показатель среднего чека в дискаунтерах не просел относительно января прошлого года в отличие от других форматов. Так средний чек в дискаунтерах в разрезе года показал рост в 0,7%.

В магазинах традиционной торговли также было отмечено уменьшение среднего чека в январе относительно декабря на -8,8%. Однако по сравнению с январем 2015 года средний чек в магазинах, торгующих через прилавок, вырос на 11%.

Поведение среднего чека в январе в целом подтверждает тенденцию возврата россиян к экономии после небольшого предпраздничного послабления в декабре. Стоит также отметить, что амплитуда изменений трат россиян стала значительно скромнее по сравнению с предыдущими годами. Так, перед праздниками потребители, конечно, потратились на подарки, угощение для новогоднего стола и запасы на каникулы, но потом эти же запасы примерно и доедали. Психология потребления явно изменилась, скорректировавшись в пользу оптимизации.

 

 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

pressa@romir.ru

 

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены