Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Счастье есть!

Две трети жителей (66%) планеты ощущают себя счастливыми. Несчастных среди землян всего 10%. Таким образом, глобальный индекс счастья на 2016 год составил 56 п.п. Россия тоже встретила Новый год с высоким показателем счастья в 50 п.п. Более половины наших соотечественников (55%) ощущают себя счастливыми, а несчастными всего 5%.  В общем списке стран Россия в этом году оказалась на 30-м месте из 68 возможных. Страны, входящие в БРИК, в целом продемонстрировали более высокий уровень счастья, чем, скажем, в развитых странах G-7. Это в очередной раз подтверждает гипотезу о том, что счастье живет там, где есть развитие и надежда. Таковы результаты глобального опроса, проведенного ассоциацией независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN в 68 странах мира, в том числе в России, где эксклюзивным представителем сети является исследовательский холдинг Ромир.

Международная ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup InternationalWIN в рамках ежегодного глобального опроса жителей планеты «Конец года» (End of the Year) задала респондентам во всем мире ряд традиционных вопросов. Один них касался ощущений личного счастья. В конце 2015 года на вопросы исследователей ответили более 66 тысяч человек в 68 странах мира, чьи высказывания фактически репрезентируют мировое общественное мнение.

Вопрос звучал следующим образом: «Настолько счастливым или несчастным человеком вы себя ощущаете в связи с событиями в вашей личной жизни?». В целом и среднем в мире счастливыми себя навали две трети опрошенных (66%). Несчастным себя ощущает каждый десятый землянин (10%). А почти четверть опрошенных (23%) ответили, что не испытывают ни особого счастья, но и несчастья тоже нет в их личной жизни. Таким образом, глобальный индекс счастья, который вычисляется путем вычитания доли несчастных из числа счастливых, составил на 2016 год 56 процентных пунктов.

Россияне вошли в 2016 год с индексом счастья в 50 п.п. Более половины наших соотечественников (55%) признались в том, что ощущают себя счастливыми. А вот несчастливых россиян оказалось вдвое меньше, чем в среднем по миру – 5%. В состоянии неопределенных чувств пребывает чуть более трети россиян - 37% (см. Диаграмму 1). 

Диаграмма 1. Настолько счастливым или несчастным человеком вы себя ощущаете в связи с событиями в вашей личной жизни? (%)  

Настолько счастливым или несчастным человеком вы себя ощущаете в связи с событиями в вашей личной жизни? (%)

Источник данных: Romir - Gallup InternationalWIN, декабрь 2015

Таким образом, и мировой индекс счастья, и российский немного растеряли свои позиции по сравнению с прошлым годом. Напомним, что индекс счастья на 2015 года в мире составлял 64 п.п., а в России он равнялся 59 п.п. В предыдущие годы значение индексов было куда ниже, особенно тревожным выглядел уровень счастья в нашей стране накануне 2014 года, когда он составлял всего 24 п.п. Тогда индекс отражал настроения россиян по итогам 2013 года, когда фактически началась стагнация и на рынках, и в умах (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Динамика индекса счастья в мире и в России (п.п.).

Динамика индекса счастья в мире и в России (п.п.).

Источник данных: Romir - Gallup InternationalWIN, декабрь 2015

Однако в целом Россия оказалась в общем рейтинге счастья на 30-м месте среди 68 возможных. В ее ближайшем окружении такие страны как Бразилия (54 п.п.), Япония (52 п.п.), Швеция (52 п.п.), Украина (49 п.п.).

А если говорить о лидерах общего списка счастливых стран, то в нем первые места прочно удерживают Колумбия (85 п.п.), Фиджи (82 п.п.), Саудовская Аравия (82 п.п.), Азербайджан  (81 п.п.), Вьетнам (81 п.п.), Аргентина и Панама (по 79 п.п.), Мексика (76 п.п.), Эквадор (75 п.п.), Китай и Исландия (по 74 п.п.). Среди аутсайдеров уже который год в минусовой зоне счастья остается Ирак (-12 п.п.). Также можно отметить невысокие показатели уровня счастья в Тунисе (7 п.п.), Греции (9 п.п.), Афганистане (14 п.п.), Палестине (15 п.п.).  

Выделим также ряд стран, где индекс счастья пребывает где-то на серединных позициях в общем списке. Однако тревожной выглядит высокая доля респондентов в этих странах, которые не ощущают себя ни счастливыми, ни несчастными. Количество безразличных порой даже превышает число счастливых. Например, такие тенденции были обнаружены в Болгарии (47% безразличных при 39% счастливых), во Франции (49% безразличных против 42% счастливых), в Греции (50% безразличных против 29% счастливых), в Италии (43% безразличных против 44% счастливых), в Гонконге (43% безразличных при 40% счастливых). Высока доля респондентов без сильных эмоций в Чехии, Латвии, Македонии, Сербии, Словении.

То есть в основном - это страны Европы: западноевропейские пребывают в кризисе и унынии, а восточноевропейские словно потерялись, не могут найти свой вектор дальнейшего развития. А отсутствие желаний и приводит к отсутствию эмоций.

В целом состояние счастья в макрорегионах остается неизменным на протяжении последних лет. Так, стабильно высокие показатели счастья демонстрируют Азия и Южная Америка, а самый низкий уровень счастья наблюдается в Западной Европе. Показатели счастья в странах БРИК почти в полтора раза превосходят значение индекса в странах G-7 – 59 п.п. против 42 п.п. соответственно.

Карта корреляции индекса счастья и доходов на душу населения в странах мира показывает, что наличие или отсутствие денег на состояние счастья не влияет. Наиболее счастливые нации живут при среднегодовом доходе не более 20 тысяч долларов в год на человека. А концентрация счастья вообще наблюдается в беднейших странах, где годовой доход не превышает 7 тысяч долларов.

В клубе богатых и счастливых оказались развитые северные страны – Финляндия, Исландия, Канада, Дания, Нидерланды. Феномен скандинавского счастья фиксируется уже не первый год. Но вместе с тем финансово благополучные США, Германия, Великобритания, Швеция или Австралия своим местоположением на карте скорее доказывают, что счастье точно не в деньгах. А тогда в чем?

Карта 1. Карта корреляции индекса счастья и уровня дохода.

Карта корреляции индекса счастья и уровня дохода.

Источник данных: Romir - Gallup InternationalWIN, декабрь 2015

Если попытаться найти объяснения наличия счастья через социально-демографические параметры, то можно заметить, что оно коррелируется с социальным статусом респондента, который он занимает именно в том обществе, в котором он живет. Результаты исследования показывают, что уровень счастья повышается пропорционально уровню образования и дохода. Несколько более счастливыми себя ощущают участники опроса до 30 лет и старше 55. 

Вице-президент Gallup InternationalWIN и президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин полагает, что состояние счастья – это своего рода культурная особенность той или иной нации, отражение ментальности, традиций, в том числе и религиозности. «Вероятно, именно поэтому Россия занимает средние позиции в вопросе личного счастья своих сограждан. Наша страна – это такое переплетение культур, языков, народов, традиций и историй, что усредненные данные из этого смешения и дают среднестатистический показатель по многим вопросам. Но вообще, безусловно, счастье там, где есть развитие и надежда, гармоничное сочетание традиций и инноваций».

Gallup International/WIN – крупнейшая и самая известная ассоциация независимых исследовательских агентств, объединяющая 76 компаний и проводящая независимые опросы в почти 100 странах мира. В разные периоды Gallup International/WIN проводил соцопросы и exit poll на президентских и парламентских выборах во многих странах мира. В течение многих лет Gallup International/WIN проводит опросы в рамках международных проектов «Глас народа», «Барометр надежд и отчаяния», «Конец года» и др.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pssa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены