Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Вся жизнь - борьба. Новый проект Ромир «Россия. 10 лет спустя»

Исследовательский холдинг Ромир начинает новый проект под названием «Россия. 10 лет спустя». В ходе регулярных опросов россиянам вновь были адресованы те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. И тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.

В сентябре текущего года в рамках очередного всероссийского опроса населения исследовательский холдинг Ромир попросил своих респондентов охарактеризовать их отношение к жизни. Аналогичный опрос был проведен в 2004 году. Полученные результаты показали, что в целом отношение россиян к жизни не изменилось. Как и 11 лет назад наиболее популярными ответами оказались «жизнь – это постоянная борьба за выживание» (31%) и «просто живу, как живется» (28%). Однако стоит отметить, что доля плывущих по течению с момента прошлого опроса заметно сократилась. Вместе с тем почти в полтора раза увеличилась доля тех, кто живет ради  самосовершенствования и раскрытия своих талантов – с 11% в 2004 году до 19% в текущем. Доля мечтающих о богатстве практически не изменилась (15%), так же как и доля альтруистов, цель жизни которых помогать окружающим.

Диаграмма 1. Какое из предложенных ниже высказываний наиболее точно характеризует Ваше отношение к жизни? (%) Не представлены  доли затруднившихся ответить.

Какое из предложенных ниже высказываний наиболее точно характеризует Ваше отношение к жизни?

Источник: Ромир, сентябрь 2015

Полученные результаты показали, что уровень дохода и возраст респондентов в большей степени влияют на отношение к жизни, чем другие факторы. Так, восприятие жизни, как постоянной борьбы, более свойственно представителям низкодоходной группы. Тогда как среди высокодоходников такого мнения придерживается лишь каждый пятый опрошенный (22%).

Россияне 35-59 лет значительно чаще называли себя участниками борьбы за выживание. Молодым людям 18-24 лет такое мировосприятие свойственно в меньшей степени  (22%), возможно, из-за того, что в этом возрасте многие юноши и девушки еще находятся под опекой родителей и не встречаются с реальными жизненными трудностями.

В ходе исследования 11-летней давности выделилась большая группа россиян, которые «просто живут, как живется» (36%). И хотя сегодня их общее число по сравнению с 2004 годом сократилось на 8%, в нынешнем году эта группа по-прежнему многочисленна и составляет больше четверти населения страны (28%). С возрастом доля «плывущих по течению» увеличивается. В текущем году среди молодежи такой ответ дали 19% респондентов, в группах среднего возраста их число составило 25-28%, а среди представителей старшего поколения - 44%.

Согласно результатам последнего опроса, выросло число россиян, которые воспринимают жизнь как стремление к нравственному совершенствованию – 13%. В 2004 году респондентов с таким мнением насчитывалось только 7%.Увеличилась и доля тех, кто стремится раскрыть свои таланты – с 4% в 2004 году до 6% в нынешнем. Таким образом, можно говорить о намечающейся тенденции роста самосознания россиян, поиска способов самовыражения и самосовершенствования. Видимо, они успешно реализовали свои первичные потребности для выживания и теперь начинают все больше задумываться о развитии своих талантов.

Опрос показал, что сегодня каждый 10 россиянин мечтает стать богатым для того,  чтобы  жить, как хочется (10%). И эта цифра почти не изменилась с 2004 года (11%). При этом мотивация разбогатеть для удовлетворения своих потребностей больше свойственна молодым людям 18-24 лет (19%). В настоящее время число граждан, которые хотят разбогатеть с целью помогать другим, составляет 5% от общего числа респондентов. 11 лет назад идеи альтруизма были близки 4% россиян. Таким образом, мечты о богатстве владеют в совокупности умами 15% россиян. И эта доля с годами не поменялась.

С момента последнего опроса не изменилось и количество россиян, которые хотят жить и работать на пользу своему народу и государству - 5% в нынешнем году и 6%  в 2004 году дали такой вариант ответа.  

* В опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое  население России. 

 

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены