Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Дефлятор – индекс реальных потребительских цен на товары и услуги

Исследовательский холдинг Ромир совместно со специалистами РАНХиГС разработали методику расчета статистического индекса – дефлятора, позволяющего корректно сравнивать базовые финансовые, экономические и статистические показатели в различных временных периодах. Дефлятор реальных потребительских цен отражает изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период, т.е. фактически показывает реальный уровень инфляции на потребительском рынке. Иными словами, дефлятор демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя на основе совершенных им покупок. Согласно расчетам, в сентябре текущего года значение дефлятора относительно августа составило 1,29% при официальном значении инфляции, рассчитываемом Росстатом, в 0,6%. Таким образом, показатель дефлятора, накопленный с начала года, достиг уровня в 13,6% при официальной инфляции в 10,5%.

Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.

В основе расчетной методики Ромир и РАНХиГС лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2014 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.

Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.

*(Подробнее с методикой расчета  дефлятора можно ознакомиться по запросу).

 

Итак, согласно расчетам, в сентябре текущего года значение дефлятора относительно августа составило 1,29% при официальном значении инфляции, рассчитываемом Росстатом, в 0,6%. Как видно из Диаграммы 1, дефлятор после снижения в первом квартале текущего года и затишья во втором квартале с июля пошел в резкий рост. Кривая же официальной инфляции из месяца в месяц показывает то больший, то чуть меньший, но стабильный рост.  

Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – сентябрь 2015.

Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду)

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат

Скачки в поведении дефлятора объясняются его более чуткой реакцией на изменение потребительских цен благодаря мониторингу расходов конкретных домохозяйств. Индекс же инфляции, как известно, реагирует на изменения цен с задержкой, смягчая резкие перепады постепенным ростом. Поэтому его отчетливые взлеты и падения могут быть не только результатом действительных скачков цен, которые, несомненно, имели место, но также и особенностями методики расчетов Росстата, выборке товаров. Главное же объяснение поведения индекса инфляции, как говорилось выше, кроется в политической составляющей.

Дефлятор в свою очередь отражает порядок цен, за которые в тот или иной период потребители покупали товары. Поэтому значение дефлятора в январе 2015 года относительно декабря 2014 года составило 6,45%, отреагировав на так называемые «новые цены» с учетом выросших курсов валют. В июле резкое повышение показателя дефлятора было обусловлено повышением тарифов ЖКХ на 7,9% относительно июня. В августе индекс дефлятора откликнулся дальнейшим ощутимым ростом на повышение затрат на товары повседневного спроса на 4,8% относительно июля. А Ввсентябре рост дефлятора опять подогрели тарифы на коммунальные услуги (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Январь 2015 – сентябрь 2015.

Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду)

Источник: Ромир, Romir Scan Panel

Таким образом, значение дефлятора, накопленное с начала года, по итогам сентября достигло уровня в 13,6% при официальной накопленной инфляции в 10,5% (см. Диаграмму 3). И если по итогам первого полугодия 2015 года показатель дефлятора оказался ниже уровня официальной инфляции – 4,4% против 8,6% соответственно, то за третий квартал индекс изменения реальных цен существенно скорректировался и опять оказался выше значений официальной инфляции.

Диаграмма 3. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам и девять месяцев 2015 года.

Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду)

Источник: Ромир, Romir Scan Panel, Росстат

То есть россияне, как бы ни пытались сэкономить и сократить свои расходы, что им, кстати, вполне удавалось в первой половине года, в третьем квартале вынуждены были раскрыть кошельки. Судя по продолжающимся процессам по мягкой девальвации рубля, рост дефлятора до конца вряд ли замедлится. Не исключено, что по итогам года индекс реальных цен окажется даже выше, чем в 2008 году, когда он составил 15,9%.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.

*** SKU (Stock Keeping Unit) - ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) создана Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 №1140 путем присоединения к Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также 12 других федеральных государственных образовательных учреждений. Объединившиеся академии заслужили репутацию лидеров в подготовке высших руководящих кадров страны, как  для бизнеса, так и для государственных структур. Вновь образованная Академия при Президенте Российской Федерации - РАНХиГС - крупнейший в России и Европе университет социально-экономического и гуманитарного профиля, по праву занимающий верхние строки во всех национальных рейтингах.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены