Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

545 рублей потратил в сентябре 2015 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Средний чек в сентябре текущего года похудел на 5 рублей относительно августа или на 0,9%. В нынешнем сентябре средний чек оказался также меньше, чем годом ранее, когда он составлял 555 рублей. Таким образом, поведение среднего чека подтверждает тенденцию, зафиксированную на основе общего снижения покупательской активности россиян в сентябре – начался этап строгой экономии. Москвичи второй месяц подряд проигрывают по показателю среднего чека питерцам. Жители городов с населением от 500 тысяч человек до миллиона сократили средний чек в сентябре на -4%. Средний чек продолжает из месяца в месяц  сокращаться в гипермаркетах. Таковы основные факторы снижения единоразовых трат горожан.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы - потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Средний чек по итогам сентября текущего года похудел на 5 рублей по сравнению с августом и оказался на отметке в 545 рублей. Таким образом, за месяц средний чек сократился на 0,9%, а с учетом сентябрьской инфляции – на -1,5%. В сентябре прошлого года, напомним, средний чек составлял 555 рублей. То есть за год единоразовые траты россиян даже номинально сократились на 1,8%. В реальном же выражении, то есть с учетом инфляции, снижение единоразовых трат составило -17,5%.

Карта 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

оказатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.

Источник: Romir Scan Panel, сентябрь 2015

Свой вклад в снижение среднего чека в сентябре внесли все регионы за исключением только Дальнего Востока, где средний чек растет уже третий месяц подряд. Летом он, напомним, прибавлял по 5%, а в сентябре рост ускорился до 8%. В остальных же федеральных округах средний чек либо остался почти неизменным, как в Центральном или Южном, либо заметно снизился, как в Поволжье или на Северо-западе.

График 1. Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Динамика среднего чека по федеральным округам, в рублях.

Источник: Romir Scan Panel, сентябрь 2015

Средний чек в сентябре продолжил снижение в Москве, сократившись с 710 до 707 рублей. То есть его падение составило всего 0,4%, что не так ощутимо, как в августе, когда средний чек относительно июля похудел сразу на 6%. Но, тем не менее, тенденция к снижению сохраняется. Напомним, что год назад средний чек москвичей составлял 713 рублей. То есть отрицательная динамика по единоразовым тратам в столице развивается уже в течение года.

В Санкт-Петербурге средний чек по итогам сентября опять, как и в августе, оказался выше, чем в столице, и составил 718 рублей, прибавив 0,6% относительно августа. По сравнению с сентябрем прошлого года средний чек в северной столице вырос с 684 рублей, прибавив 5%.

Стоит отметить, что средний чек в крупных городах и миллионниках в сентябре уменьшился на -4,1% и -1,9% соответственно. Напомним, что и потребительская активность жителей городов с населением свыше 500 тысяч человек в сентябре показала отрицательную динамику. А вот жители малых городов в начале осени, наоборот, оживились в своих тратах. И средний чек там, соответственно, подрос на 1,5%.

В сентябре прошлого года потребители крупных городов и миллионников пребывали в некотором шоке после введения продуктового эмбарго, что сказалось и на покупательской активности, и на среднем чеке. То есть в прошлом году средний чек в миллионниках и пятисоттысячниках в сентябре снизился относительно санкционного августа. А вот жители малых городов на санкции в прошлом году не отреагировали испугом в силу того, что, видимо, не были столь зависимы от импортной продукции. В итоге даже на фоне низкой базы сентября прошлого года в годовом выражении средний чек в миллионниках вырос на 5%, в пятисоттысячниках – сократился на -8%, а в малых городах – изменился на 2,3% в большую сторону.

В сентябре средний чек в гипермаркетах продолжил снижение, как и в предыдущие месяцы. Итогом стало -1,5% к августовскому значению. В супермаркетах средний чек в сентябре прибавил 1% относительно предыдущего месяца. А дискаунтеры и магазины традиционной торговли увеличили средний чек в сентябре на 3,7%.

Такая тенденция говорит опять же о попытках россиян экономить. Они отказываются от крупной закупки в гипермаркетах, предпочитая магазины у дома. Как мы уже писали ранее, подобное поведение укладывается в наиболее востребованные сейчас стратегии экономии, которые выражаются в оптимальной закупке тех товаров и в тех количествах, которые реально могут быть употреблены.

 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81,

+7 (926) 519 66 13

pressa@romir.ru

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены