Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Жениться позже, чтобы помогать друг другу по хозяйству Новый проект Ромир «Россия. 10 лет спустя»

Исследовательский холдинг Ромир представляет новый проект под названием «Россия. 10 лет спустя». В ходе регулярных опросов россиянам вновь были адресованы те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. И тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.

В июле в ходе общероссийского опроса россиянам был задан ряд вопросов о семье, детях и ведении хозяйства. Аналогичный опрос проводился в 2004 году. Полученные результаты показали, что радикальных изменений в этих вопросах за десять лет не произошло. Разве что респонденты теперь полагают, что с вступлением в брак не стоит торопиться. Несколько повысился возрастной порог для брачующихся. Однако заметные изменения произошли в вопросе ведения хозяйства. Почти вдвое за десять выросла доля семей, где хозяйство ведут совместно муж и жена. И соответственно на треть сократилась доля семей, где все хозяйственные заботы лежат исключительно на женских плечах.

Рисунок 1. Мнение россиян о семье, детях и ведении хозяйства.

Мнение россиян о семье, детях и ведении хозяйства.

Источник: Ромир, июль 2015

Прежде всего, респондентам был задан вопрос о том, в каком возрасте лица их пола должны вступать в брак. Половина россиян (51%) ответили, идеальный возраст для брака 18-24 года. Еще треть (31%) полагают, что вступать в брак стоит в 25-29 лет. 6% считают, что создавать семью следует не раньше 30 лет. И только 1% респондентов ответили, что жениться стоит рано – до 18 лет.

Стоит отметить, что в целом женщины предпочитают выходить замуж несколько раньше, чем мужчины. Так, 60% респонденток ответили, что девушкам стоит выходить замуж до 24 лет. Тогда как такого же мнения придерживается только 40% мужчин. При этом мужчины в 37% случаев считают, что в брак им стоит вступать в 25-29 лет. Такой же ответ дали на 10% меньше женщин, т.е. 27%. Правильным брак после 30 лет считает каждый десятый респондент-мужчина. А среди женщин такую позицию поддерживают только 3% опрошенных.

Таким образом, в среднем девушки считают идеальным возрастом для брака 23 года, а мужчины – 25 лет. В среднем же по выборке средний возраст для вступления в брак составил 24 года. Отметим, одиннадцать лет назад средний возраст для брака находился на уровне 23 лет. В 2004 году выше была доля тех, кто считал подходящим возрастом для заключения брака 18-24 года (62%). И соответственно была ниже доля тех, кто считал, что в брак стоит вступать после 25 лет.

Россиянам также был задан вопрос об отношении к так называемому гражданскому браку (совместному проживанию без заключения брака). Половина респондентов ответили, что относятся к такой форме семейных отношений спокойно и с понимаем, т.к. гражданский брак дает возможность проверить чувства. Еще 15% ответили, что полностью поддерживают гражданский брак, т.к. официальное заключении брака вовсе необязательно, чтобы жить счастливо. Недопустимым гражданский брак назвали 31% респондентов, причем доля таких ответов выше среди россиян старше 60 лет, а также в Южном и Кавказском регионах страны.

Как и в 2004 году, россиянам опять был задан вопрос о том, сколько, по их мнению, должно быть детей в семье, если позволяют материальные возможности. Результаты оказались практически идентичными показателям 2004 года с разницей лишь в размере статистической погрешности. То есть по-прежнему 43% опрошенных считают, что в семье должно быть двое детей и 34% - трое. 9% россиян полагают, что в семье должен быть один ребенок, а еще 10% ответили, что при наличии материальных возможностей детей должно быть много – четверо и больше.

Зато в теме ведения хозяйства с момента последнего опроса произошли заметные изменения. На вопрос «Кто в вашей семье в первую очередь ведет хозяйство?» в 2004 году почти половина респондентов (49%) ответили, что жена. Сегодня же такой вариант ответа дали только треть участников опроса (33%). При этом значительно увеличилась доля семей, где хозяйство ведут совместно муж и жена – с 24% в 2004 году до 43% в нынешнем. Вместе с тем сократилась и доля мужчин, которые являются первоочередными хозяевами в доме – с 13% до 8%. Не изменилась доля семей, где хозяйство ведут представители старшего поколения (бабушки и дедушки) – по 7%.

Подводя итоги исследования,  можно констатировать, что в целом семейный уклад и традиции в России за десять лет не изменились. Однако намечается тенденция, характерная для западных стран, например, увеличение оптимального возраста для вступления в брак. Тот факт, что все больше семей переходят к совместному ведению хозяйства, видимо, говорит о том, что женщины работают все больше, и их занятость на работе компенсируется более активной помощью мужей по дому. Возможно, также развивается модель, когда с появлением большего количества свободного времени мужчины начинают больше времени посвящать семье.

 

* В июльском опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое  население России. 

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены