Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Страх перед войной победил нищету. Новый проект Ромир «Россия. 10 лет спустя»

Исследовательский холдинг Ромир представляет новый проект под названием «Россия. 10 лет спустя». В ходе регулярных опросов россиянам вновь были адресованы те же вопросы, что им задавались в разное время в период с 2000 по 2005 год. За годы существования и развития новой России изменилась страна, произошла масса событий как приятных, так и печальных. Меняются поколения. Меняется мир. Все это не могло не сказаться на мировоззрении россиян. Десятилетний период – хороший срок, чтобы сделать новый срез общественного мнения и посмотреть, что же изменилось в сознании наших сограждан. И тем любопытнее оказалась полученная динамика. По каким-то вопросам наблюдаются заметные изменения, в других темах тенденции в целом сохранились.

В июле в ходе общероссийского опроса россиянам был задан вопрос о том, чего они боятся больше всего. Аналогичный опрос проводился в 2004 году. Полученные результаты показали, что за годы, прошедшие с прошлого исследования, страхи россиян остались прежними, и главный из них, что логично, касается потери близких. Однако небольшие нюансы в динамике по некоторым пунктам демонстрируют, как подвижки в социально-политическом поле изменили мировоззрение россиян (см. Диаграмму 1).  

Диаграмма 1. Чего Вы боитесь больше всего в вашей жизни? (%) (Не приведены варианты ответов, набравшие менее 2% голосов, а также доля затруднившихся ответить).

Чего Вы боитесь больше всего в вашей жизни?

Источник: Ромир, июль 2015

Итак, как было сказано выше, по-прежнему больше всего респонденты боятся потери (болезни и смерти) родных и близких. Такой вариант ответа указали 33% сегодня и 32% опрошенных в 2004 году. А вот вторая и третья строчки в рейтинге страхов россиян по прошествии одиннадцати лет поменялись местами. Если в 2004 году 14% респондентов больше всего боялись нищеты, то в этом году 14% признались в своей боязни войны. Нищеты сегодня опасаются 9% россиян.

Отметим, что страх войны выше среди жителей Южного и Северо-Кавказского округов – там такой вариант ответа указали 23% и 19% соответственно. Жители этих регионов о войне знают не понаслышке. И сегодня слишком близко слышны звуки выстрелов.

Кризис, сокращения зарплат и персонала вызвали почти трехкратное увеличение доли россиян, которые боятся потерять работу – с 3% в 2004 году до 8% в текущем. Причем среди активного трудоспособного населения 25-44 лет такой вариант ответа указали 12% респондентов, т.е. в полтора раза больше, чем по выборке в среднем.

Почти вдвое сократилась доля тех, кто боится пьянства и наркомании своих детей – с 7% в 2004 году до 4% в 2015. Видимо, ситуация с наркоманией и алкоголизмом среди молодежи несколько улучшилась за последние годы. Отсюда и положительная динамика в этом вопросе.

Отметим также, что с момента последнего аналогичного опроса значимо сократился страх россиян перед терактами. В 2004 году такой вариант ответа указали 5% опрошенных, а в этом году – только 1%.   За последние годы страну потрясли скорее несколько техногенных катастроф, нежели терактов. Поэтому страх перед террористами понемногу отступает.

По остальным вариантам доли полученных ответов практически не изменились. Потери трудоспособности опасаются 6% россиян, старости – 5%, распада семьи – 4%. Даже такой вариант ответа как «ничего не боюсь» тоже остался почти неизменным. Сегодня такое заявление сделали 4% опрошенных, а 11 лет назад таковых было 3%. Любопытно, что значительно выше доля бесстрашных россиян среди сибиряков – каждый десятый (10%) житель Сибири заявил, что он ничего не боится.

«Эти изменения вполне объяснимы, - говорит президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. – За десять последних лет благосостояние россиян, особенно горожан, выросло. Страх перед нищетой немного отступил по сравнению с ситуацией 2004 года, когда экономические потрясения 90-х были еще свежи. Но вместе с выросшим благосостоянием выросло и новое поколение потребителей, для которых важна работа, и потому ощутим страх перед ее потерей. Примечательным выглядит усилившийся страх россиян перед войной. Последние внешнеполитические события заставили многих  вспомнить о реальной военной угрозе, что незамедлительно отразилось на общественных настроениях».

* В июльском опросе приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих во всех типах городов и в сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое  население России. 

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены