Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Россияне разлюбили кредиты

На фоне сложной экономической ситуации в стране резко изменилось отношение россиян к кредитам и займам. Более половины респондентов назвали кредиты «долговой ямой», из которой трудно выбраться, хотя еще три года назад половина россиян считали кредиты нормальным способом для совершения крупных покупок и повышения качества жизни. За три года с момента последнего опроса сократилась доля тех, кто брал и выплачивал кредиты – с 58% до 44%. И, видимо, она будет сокращаться и дальше. О планах взять кредит в ближайшее время заявили только 12% респондентов, хотя три года назад подобные планы имели 26% опрошенных. 

В июле текущего года исследовательский холдинг Ромир провел исследование об отношении россиян к кредитам и о стиле пользования кредитными программами. Аналогичное исследование проводилось в 2012 и 2010 году. И если тогда наблюдалась скорее положительная динамика в отношении россиян к кредитам, то в нынешнем году их мнение по многим вопросам существенно изменилось. Вероятно, на фоне кризиса и девальвации рубля многие наши соотечественники столкнулись с трудностями при выплатах кредитов, что и объясняет полученные результаты.

В опросе приняли участие 1100 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч и выше во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое, экономически активное городское население России.

Итак, прежде всего респондентам был задан вопрос о том, чем для них является кредит. На первое место с 52% голосов респондентов вышел варианта ответа, характеризующий кредит как долговую яму, из которой трудно выбраться. Три и пять лет назад такой вариант ответа указывали чуть более трети опрошенных.

Сегодня же до трети (32%) уменьшилась доля тех, кто считает кредит необходимостью, если нужно сделать крупную покупку. А в 2010 году такой вариант ответа указывал каждый второй респондент. Почти не изменилось по сравнению с предыдущими замерами доля тех, что считает кредит обычным средством для повышения качества жизни. В текущем году такой ответ дали 11% опрошенных, а в предыдущие годы 12-15%.

Диаграмма 1. Кредит для Вас – это…? (%)

Кредит для Вас – это…? (%)

Источник: Ромир, июль 2015

Как и при предыдущем замере, жители российских городов разного возраста, уровня дохода и образования были единодушны в своих ответах на этот вопрос, не показав значимых различий в своих социально-демографических группах.

В вопросе пользования различными кредитными продуктами общая сегментация в целом не изменилась за последние годы. Наиболее популярным остается потребительский кредит – его за последний года брали 27% опрошенных. Еще 9% ответили, что брали кредит на неотложные нужды. 8% пользовались автокредитом, а 5% - ипотечным.

Однако по сравнению с результатами трехлетней давности произошло сокращение долей почти по всем позициям. Еще 2012 году потребительским кредитом пользовался почти каждый второй опрошенный – 45%, кредитом на неотложные нужды - 14%, а ипотекой – 8%. Соответственно в этом году увеличилась доля тех, кто не брал и не выплачивал кредитов за последний год – такой вариант ответа дали 55% респондентов. При предыдущих опросах доля подобных ответов составляла 40% и не менялась на протяжении двух лет.

Как и при предыдущем опросе, результаты нынешнего выявили наиболее активных пользователей кредитами. Это по-прежнему горожане 25-34 лет со средним доходом. В этой группе особенно востребованы потребительские кредиты. Среди респондентов 35-44 лет несколько выше доля пользователей ипотечными кредитами.

Диаграмма 2. Если Вы брали / выплачивали кредиты за последний год, то какие? (%)

Если Вы брали / выплачивали кредиты за последний год, то какие? (%)

Источник: Ромир, июль 2015

С момента последнего опроса произошли изменения в вопросе опыта пользования кредитами. Если раньше наиболее популярным (36-39%) ответом был «Брал кредит несколько раз и возьму еще при необходимости», то сегодня каждый третий респондент (30%), отвечавший на этот вопрос заявил, что «Брал кредит один раз и не хотел бы брать новый». И еще 27% респондентов заявили, что брали кредиты несколько раз, но не хотели бы опять повторять этот опыт.

Таким образом, более половины респондентов, имевших опыт кредитования, сегодня стараются не планировать новых займов у банков. Не исключено, что в свете девальвации рубля многие заемщики в течение последнего года столкнулись с трудностями в погашении кредитов, что негативно отразилось на их оценках и планах. Единственное исключение составляют респонденты 25-34 лет, которые активно пользуются кредитными программами. Они же значительно чаще, чем в среднем по выборке заявляли о том, что при необходимости готовы взять новый кредит.

Диаграмма 3. Как Вы можете описать собственный опыт пользования кредитами? (%)

Как Вы можете описать собственный опыт пользования кредитами? (%)

Источник: Ромир, июль 2015

Однако в том, что касается ближайших планов на кредитование респонденты из разных социально-демографических групп оказались достаточно единодушны в своих ответах, показав незначительные отклонения от средних показателей по выборке. В целом же о планах взять кредит в ближайшее время заявили 12% респондентов, отрицательный ответ дали 87% опрошенных. Три года назад желающих воспользоваться кредитами было вдвое больше – 26%. И винить в таких изменениях, вероятно, можно только сложную экономическую ситуацию в стране.

Тому подтверждением являются ответы на вопрос о важности критериев при выборе кредитных программ. На сегодняшний день главными требованиями к кредиту являются процентная ставка (74%) и срок кредита (31%). Три года назад респонденты тоже обращали внимание на процент (87%), но их также волновала возможность досрочного погашения кредита (58%), удобство его выплаты (47%) и только потом – срок кредита (45%).

Диаграмма 4. Какие факторы, на ваш взгляд, наиболее существенны при выборе кредитной программы? (%)

Какие факторы, на ваш взгляд, наиболее существенны при выборе кредитной программы? (%)

Источник: Ромир, июль 2015

Подводя итоги исследования, можно констатировать, что рынок кредитования переживает сейчас не лучшие времена. Россияне стараются больше рассчитывать на собственные средства, отказываясь от займов.  Кредитную активность и лояльность демонстрируют в основном наиболее экономически активные горожане 25-34 лет.

 

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены