Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Экономия на платной медицине

38% жителей российских городов пользовались платными медицинскими услугами в течение последнего года. Еще три года назад, когда проводился аналогичный опрос, этот показатель достигал 67%, а десять лет назад – 62%. Судя по всему, такое резкое сокращение обращений за платной медицинской помощью произошло благодаря снижению платежеспособности населения. 20% респондентов заявили, что не пользовались платными медуслугами просто потому, что не могут себе это позволить. Снижаются и реальные затраты на медицинскую помощь. В среднем в прошлом году обращавшиеся за платными медуслугами потратили порядка 9 тысяч рублей, что с учетом накопленной за три года инфляцией обернулось сокращением затрат на 30%. Наиболее востребованными областями по-прежнему остаются стоматология, терапия и гинекология. За три последних года выросло число обращений к гастроэнтерологам и кардиологам. А вот популярность косметологии сократилась в пять раз.

 

Исследовательский холдинг Ромир провел очередной опрос на тему пользования платными медицинскими услугами. Аналогичные исследования проводились в 2012 и 2005 годах. Полученная динамика показала, что дела в сфере платных медицинских услуг в последнее время идут не так хорошо, как ожидалось после получения положительной динамики в 2012 году относительно данных 2005 года.

Итак, прежде всего респондентам был задан вопрос о пользовании платными медицинскими услугами в течение последнего года.  Оказалось, что за три прошедших года доля россиян, которые обращались за платными медицинскими услугами и оплачивали их самостоятельно, сократилась почти на 20% - с 52% в 2012 году до 31% в текущем. Также сократилась доля пациентов, которые пользовались платными медуслугами в рамках добровольного медицинского страхования, как с личными полисами, так и корпоративными – с 15% в 2012 году до 7% в нынешнем. Соответственно не пользовались платными услугами в течение последнего года 62% респондентов. Тремя годами ранее такой ответ давал лишь каждый третий опрошенный (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Пользовались ли вы платными медицинскими услугами (включая ДМС, личное и/или корпоративное) за последние 12 месяцев? (%)

Пользовались ли вы платными медицинскими услугами (включая ДМС, личное и/или корпоративное) за последние 12 месяцев? (%)

Источник: холдинг Ромир, май 2015

За счет чего же произошло столь резкое сокращение доли пользователей платными медицинскими услугами при том, что в этом вопросе намечалась положительная динамика. Напомним, что в 2005 году не пользовались платным медицинским обслуживанием 38% россиян, в 2012 – 33%. А в 2015 году об этом заявили 62% респондентов. Им был задан вопрос о том, почему они не прибегали в течение последнего года к услугам платной медицины. В сравнении с результатами 2012 года изменениям подверглись все варианты возможных объяснений (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Почему вы не пользовались платными медицинскими услугами? В % от тех, кто НЕ пользовался платными медуслугами.

Почему вы не пользовались платными медицинскими услугами? В % от тех, кто НЕ пользовался платными медуслугами.

Источник: холдинг Ромир, май 2015

С одной стороны, число россиян, которые не болели в течение последнего года, сократилось с 55% до 40%. При этом с 19% до 27% увеличилась доля тех, кого устраивает бесплатная медицина. Но самое главное, почти в полтора раза  увеличилась доля россиян, которые заявляют, что не могут себе позволить пользование платными медуслугами. 33% из числа тех, кто не пользовался платными медицинскими услугами ответили, что не могут их оплатить. В пересчете на всю выборка эта доля составляет порядка 20%.

Таким образом, здоровье нации несколько ослабло на фоне ухудшения благосостояния. Но одновременно выросла удовлетворенность качеством бесплатной медицины.

Действительно, затраты на платные медицинские услуги, казалось бы, растут с каждым годом. Однако темпы роста расходов на платную медицину не успевают за инфляцией.  Если в 2005 году в среднем россияне тратили за год 5600 рублей на оплату визитов к врачу и обследования. В 2012 году средние затраты возросли до 8700 рублей. В нынешнем же году размер средних затрат на медуслуги составил 9 080 рублей. То есть номинальный рост на 4,4% за последние три года на фоне накопленной за этот период инфляции в 34% реально превращается в сокращение затрат на платные медуслуги на треть и фактически возвращается на уровень десятилетней давности.

Если говорить о востребованности различных областей медицины, куда россияне обращались за платной помощью, то фавориты рейтинга из года в год почти не меняются. По сравнению с результатами предыдущего опроса в 2012 году изменилось лишь число обращений к различным врачам (см. Диаграмму 3.).

Так, по-прежнему наиболее часто россияне платили за услуги стоматологов (49%). Хотя три года назад этот показатель был в полтора раза выше (74%). Россияне также сократили количество обращений за платными консультациями к гинекологу с 23% до 15%. Однако вдвое вырос спрос на услуги гастроэнтерологов (с 5% до 10%) и в полтора раза на консультации кардиологов (с 6% до 9%).

 

Диаграмма 3. Платными медицинскими услугами в каких областях вы пользовались за последние 12 месяцев? В % от тех, кто пользовался платными услугами.

(возможно несколько вариантов ответов, поэтому сумма ответов первышает 100%)

Платными медицинскими услугами в каких областях вы пользовались за последние 12 месяцев? В % от тех, кто пользовался платными услугами.

Источник: Ромир, май 2015

По остальным областям медицины доля пациентов, обращавшихся за платными услугами, почти не изменилась по сравнению с результатами 2012 года. Единственное, стоит отметить, что значимо улучшившая свои позиции в 2012 году по сравнению с 2005 годом медицинская косметология опять растеряла своих клиентов. Так, если три года назад услугами косметологов пользовались 11% опрошенных, то в это году такой ответ указали только 2% респондентов.

 

В опросе приняли участие 1100 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское  население России. 

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

+7 (926) 519 6613

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены