Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

ИПА: Опять экономим

Номинальные расходы россиян вернулись на уровень ноября прошлого года,

а реальные – на уровень апреля прошлого года

 

В апреле текущего года индекс потребительской активности снизился относительно марта на 5,8%, что с учетом официального показателя инфляции за месяц вылилось в сокращение потребления на 6,3%. Годовой номинальный рост расходов в 14,2% был также полностью «съеден» инфляцией, накопленной с апреля прошлого года. Таким образом, можно говорить о снижении потребительской активности за год на -2,2%. В марте был зафиксирован всплеск по числу посещаемых магазинов, что при неизменном среднем чеке привело к общему увеличению расходов. Но, видимо, активные закупки в марте стали виновниками снижения потребительской активности в апреле. Россияне опять вернулись на стезю экономии, сократив долю продуктов в общей корзине. Видимо, до сих пор не использованы товары, закупленные впрок месяцем ранее по привлекательным ценам.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Scan Panel, в апреле 2015 года повседневные потребительские расходы снизились на -5,8% относительно марта текущего года, что с учетом официальной инфляции за март вылилось в реальное сокращение общих затрат на товары повседневного спроса на -6,3%. Относительно же февраля текущего года номинальные расходы россиян в апреле увеличились на 10,7%, а относительно января – на 5,8%. Апрельская потребительская активность практически сравнялась с показателями ноября прошлого года (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – апрель 2015.

Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – апрель 2015.

100% = январь 2012 года 

Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, апрель 2015 

 

Не смотря на номинальный рост расходов в годовом выражении на 14,2%, реального роста, за вычетом накопленной за год инфляции в 16,4%, не получилось. Относительно апреля прошлого года реальные расходы россиян сократились на 2,2%. В целом высокая годовая инфляция сравняла реальные расходы последних двух месяцев с мартом и апрелем прошлого года. При этом реальные расходы россиян в 2014 и 2015 году оказались чуть выше, чем в 2012, но ниже, чем в 2013 (см. График 2).

 

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – апрель 2015.

Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – апрель 2015.

100% = январь 2012 года 

Источник: холдинг Ромир, Romir Scan Panel, апрель 2015 

Чем же объяснить перемены в потребительских настроениях россиян, динамика которых в последние полгода стала похожа на американские горки?

Если говорить об апрельском снижении расходов на товары повседневного спроса, то в этом году оно не является исключительным. Во все предыдущие годы наблюдений расходы апреля оказываются ниже затрат марта. В этом году, правда, снижение оказалось чуть более ощутимым, чем в предыдущие годы: в 2014 (-4,5%), в 2013 (-3%) и в 2012 (-2,7%).

В поисках объяснений снижения расходов в апреле текущего года также нельзя забывать о высокой базе марта текущего года, когда затраты россиян резко выросли относительно предыдущих месяцев. Тогда мы делали вывод, что рост расходов произошел за счет увеличения числа посещаемых магазинов при неизменном среднем чеке. В апреле же средний чек немного сократился почти повсеместно. И доля продуктов питания в общей корзине повседневных расходов снизилась с 58% в марте до 53% в апреле.

То есть можно предположить, что наши прогнозы о том, что в марте россияне активнее, чем в предыдущие пару месяцев, посещали магазины в поисках лучших ценовых предложений, оказались правдоподобными. В марте, возможно, вольно или невольно потребители сделали новую закупку впрок, чтобы в апреле продолжать этими запасами пользоваться, вернувшись к общему режиму экономии. 

 

Города

В Москве индекс потребительской активности в апреле 2015 года снизился относительно марта на -7,4%. В северной же столице снижение оказалось очень незначительным – всего -1,8%. Отметим, что  питерские покупатели в отличие от москвичей в апреле даже умудрились немного увеличить размер среднего чека.

Снижение покупательской активности в апреле было отмечено во всех типах городов, причем, чем меньше размер города, тем сильнее его жители сокращали свои расходы по сравнению с предыдущим месяцем. Так, например, в мегаполисах потребление сократилось на -2,4%, в городах с населением от 500 тысяч до миллиона – на -6,1%, а в малых городах 100-500 тысяч жителей – на -6,4%.

За год жители мегаполисов увеличили свои расходы на 18,3% в номинальном выражении и на 1,9% в реальном. В крупных городах с население от 500 тысяч жителей за год расходы увеличились на 23,2%, что за вычетом инфляции дает реальный рост на 6,8%. А вот в малых городах с населением 100-500 тысяч человек годовой номинальный рост составил всего 11,9%, что за вычетом показателя инфляции, накопленной за этот период, оборачивает снижением на -4,5%.

Доходные группы

Потребители всех доходных групп снизили свои номинальные расходы в апреле текущего года относительно марта. Причем представители низкодоходной группы затянули пояса вдвое сильнее, чем потребители со средним или высоким доходом. Так, низкодоходники сократили свои расходы на марте на -7,8%, среднедоходная группа – на -4,1%, а высокодоходная – на -4,8%.

В разрезе года номинальные повседневные расходы увеличились во всех доходных группах: +17,7% в семьях с низким доходом, +13,9% в среднедоходной группе и +18,6% в высокодоходной. Однако при «очищении» этих показателей от накопленной за период инфляции оказывается, что реально и очень незначительно увеличили свои расходы только низкодоходники (+1,3%) и высокодоходники (+2,2%), а средний класс продолжает экономить (-2,5%).

 

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10000 россиян, 4000 домохозяйств в 56 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

+ 7 (926) 519 6613

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены