Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

68 900 рублей в месяц

Необходимо средней российской семье в месяц  для «нормальной жизни»

Россияне в текущем году стали скромнее в своих материальных запросах. Ежемесячно необходимый для «нормальной» жизни семейный бюджет они оценили в 68 900 рублей. Таким образом, в своих материальных притязаниях наши соотечественники практически вернулись к показателям 2011-2012 годов, когда приемлемым семейным бюджетом они считали сумму в 62-65 тысяч в месяц. Напомним, что в прошлом году средние запросы россиян составляли 78 500 рублей, а годом ранее – 76 500 рублей. Впервые за все годы проведения исследования о запросах для «нормальной» жизни уровни желаемого и реального дохода почти совпали с разницей в 3%. В предыдущие годы мечты превосходили реальность и на 20%, и даже на 50%.

В апреле 2015 года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного опроса городского населения (1100 респондентов по городской репрезентативной выборке в возрасте от 18 лет и старше) поинтересовался у респондентов, сколько денег, по их мнению, нужно семье из трех человек, проживающей в их населенном пункте, для того, чтобы жить «нормально». Ромир регулярно измеряет запросы россиян – аналогичный вопрос задавался и в предыдущие годы.

Как и в предыдущие годы наиболее популярными ответами стали 45-60 тысяч рублей – 27% и 60-90 тысяч рублей – 28%. Таким образом, более половины россиян (55%) готовы довольствоваться семейным бюджетом в диапазоне от 45 до 90 тысяч рублей. Каждая пятая семья (20%) готова уложиться в сумму 20-45 тысяч рублей ежемесячно. И почти четверть опрошенных (23%) претендуют на совокупный семейный доход не ниже 90 тысяч рублей, причем 7% дали ответ – «свыше 120 тысяч рублей».

Таким образом, средние запросы средней российской семьи в 2015 году составили 68900 рублей в месяц, что на 12% меньше, чем годом ранее (78500 руб.) и на 10% меньше, чем в 2013 году (76500 руб.).  Запросы для «нормальной» жизни в 2015 году фактически вернулись к уровню 2011-2012 годов, когда желаемые ежемесячные бюджеты составляли 62-65 тысяч рублей.

Согласно данным Росстата, в первом квартале текущего года средняя зарплата в России была зафиксирована на уровне 33200 рублей в месяц. Таким образом, впервые за весь период проведения исследований о материальных запросах россиян желаемый уровень заработка почти совпал с реальным (если учитывать две средние зарплаты в семье). Желания превосходят реалии всего на 3,7%. В предыдущие годы этот разрыв составляя 20% в 2014 году и 28% в 2013 (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих (на основе данных Росстат о средней заработной плате).  

Средний желаемый доход (руб.) и средний реальный доход* (руб.) семьи при двух работающих (на основе данных Росстат о средней заработной плате).

Источник: холдинг Ромир, 2009-2015

В отличие от прошлого года, когда запросы женщин впервые превзошли материальные притязания мужчин, в этом году женщины опять умерили свои аппетиты. Другие опросы Ромир также показывают, что в трудные времена женщины легче и охотнее встают на путь экономии, чем мужчины.  Итак, мужчины в среднем заявили о среднем бюджете на семью в 70 800 рублей, а женщины – 67 300 руб.

Если говорить о материальных запросах в различных возрастных группах, то в этом году полученные показатели оказались более однородными, чем, например, в прошлом, когда представления молодежи о «нормальном» семейном бюджете отличались в меньшую сторону  от притязаний россиян старше 45 лет  более чем на треть. Согласно последнему опросу, молодые семьи готовы уложиться в 68 тысяч рублей. Россияне 25-59 лет рассчитывают на «нормальную» жизнь при наличии 70-73 тысяч рублей в месяц (см. Диаграмму 2). При этом отметим, что только в молодежной группе запросы за год выросли, пусть и незначительно. Россияне же старше 60 лет сократили свои запросы более чем на четверть.

Диаграмма 2. Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально? (По возрастным группам. Тысяч рублей в месяц)

Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально? (По возрастным группам. Тысяч рублей в месяц)

Источник: холдинг Ромир, 2009-2015

Традиционно материальные запросы жителей мегаполисов превышают притязания жителей из менее крупных городов. Результаты этого года не стали исключением. Лидируют в этом вопросе москвичи, которые в среднем запросили для «нормальной» жизни в столице 85 тысяч рублей в месяц на троих. Жители других городов-миллионниокв оценили свой ежемесячный бюджет для «нормальной» жизни в размере 80 тысяч рублей, тогда как жители средних городов (100-500 тысяч человек) готовы довольствоваться семейным бюджетом в 68 тысяч рублей. Запросы жителей малых городов еще скромнее – около 62 тысяч рублей в месяц.

В разрезе федеральных округов можно отметить, что наибольшие изменения произошли в материальных настроениях жителей Северо-Запада (-22%), юга страны (-21%) и на Урале (-18%). Жители центральной России и Сибири умерили свои аппетиты на 10-11%. При этом почти неизменными остались запросы жителей Приволжского федерального округа. Впервые в этом году в опросе участвовали жители Крыма. Их запросы для «нормальной» жизни оказались на уровне 70 тысяч рублей в месяц на семью из трех человек.

Диаграмма 3. Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально? (По федеральным округам. Тысяч рублей в месяц)

Сколько денег в месяц, по вашему мнению, нужно семье из трех человек, проживающих в вашем населенном пункте, чтобы жить нормально? (По федеральным округам. Тысяч рублей в месяц)

Источник: холдинг Ромир, 2009-2015

Итак,  как понимать полученные результаты очередного опроса? Казалось бы, на фоне растущих цен и высокой инфляции материальные запросы россиян должны тоже расти?

Президент  исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин объясняет произошедшие изменения в настроениях наших граждан законами психологии и психологии потребления в частности. «В кризисные времена происходит переоценка ценностей. Меняется стиль потребления, происходит переориентация на самое необходимое. Мечты уходят, запросы становятся приближенными к реальности. Именно поэтому в этом году мы впервые наблюдаем совпадение желаемых и реальных доходов россиян. Вместе с тем трудные экономические времена способствуют и переоценке собственного статуса потребителей. Они начинают объективнее соотносить себя с определенными доходными и социальными группами, понимая, что рывок вверх менее возможен, чем переход на более низкую ступень. В связи с этим они рациональнее выстраивают свое потребление и делают более скромные декларации о материальных ожиданиях».  

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены