Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Индекс «Кофе с молоком» достиг рекордных значений

В ноябре 2014 года индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) вырос на 3% по сравнению с октябрем 2014 года и на 15% по сравнению с ноябрем прошлого года. Значение индекса в ноябре составило 820 пунктов. Это абсолютный рекорд за весь семилетний период наблюдений. Предыдущий рекорд, зафиксированный в марте этого года, был ниже почти на 1,5%. Впервые после 2010 года значение индекса в ноябре оказалось выше его значения в марте того же года. Рост индекса КсМ в ноябре в разрезе года произошел благодаря росту на 10-15% средних реальных цен всех продуктов, входящих в Индекс, а также благодаря росту натуральных объемов покупок этих продуктов на 3-8%.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

По сравнению с ноябрем прошлого года индекс КсМ в этом году вырос на 15%. Это самый высокий рост за последние 5 лет (см. Диаграмму 1). Однако нельзя не отметить, что в ноябре 2013 года было зафиксировано снижение индекса КсМ на 3% по сравнению со значением ноября 2012 года. Таким образом, рост за два года составил всего 12,5%, что существенно ниже инфляции, накопленной за этот период (17,5%).

За три года (с ноября 2011 года) индекс КсМ вырос только на 22% (в среднем по 7% годового роста), также отстав от официальной оценки Росстата инфляции потребительского рынка за этот период (25%).

Рост Индекса в годовом выражении (ноябрь 2014 года к ноябрю 2013 года) произошел преимущественно из-за роста цен на все продукты, входящие в Индекс, кроме бутилированной воды. Цена на кофе за год выросла на 10%. Средняя реальная цена приобретения молока увеличилась на 14,7%, до 45 рублей 41 копейки за литр. Цена плитки шоколада выросла за год на 16%. В течение 2,5 лет темпы годового роста цен на молоко составляют от 11 до 19%. Интересно, что столь значительный рост цен на шоколад произошел впервые с лета 2011 года. Выросли и объемы натурального потребления: кофе – на 8,5%, молока – на 4,5%, шоколада – на 3%. Индекс КсМ мог бы показать более высокий годовой рост, но этому помешало снижение объемов покупок бутилированной воды в натуральном выражении на 7% при стабильных ценах на этот продукт.

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2010 – ноябрь 2014.

Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2010 – ноябрь 2014.

Источник: Romir Scan Panel, ноябрь 2014

В Москве индекс КсМ в ноябре 2014 года увеличился на 3% к значению сентября 2014 года и на 16,5% к ноябрю 2013 года. За три года (с ноября 2011 года) рост индекса КсМ в столице составил только 13,5%, что ниже темпов потребительской инфляции почти вдвое. За шесть лет (с ноября 2008 года) рост Индекса составил только 45%, что уступает показателю накопленной потребительской инфляции более 20 процентных пунктов.

Годовой рост индекса КсМ в Москве (на 16,5%) произошел благодаря росту цен на кофе (+25%), шоколад (+19%) и молоко (+11%), а также из-за роста объемов покупок молока на 22%. Рост объемов натурального потребления молока, возможно, объясняется тем, что часть потребителей заменила дорогие молочные продукты (пробиотики, питьевые йогурты) обычным молоком. В ноябре 2014 года москвичи купили на 11% меньше кофе, цена которого резко увеличилась. Снизилось натуральное потребление бутилированной воды на 7%, чем годом ранее, при том, что цена на нее осталась прежней.

Обеспеченные москвичи в ноябре опять нашли возможности для приобретения воды и кофе по интересным ценам. Мало того, что они платили за эти продукты в среднем на 15-35% меньше, чем в ноябре 2013 года, так еще и в абсолютном выражении цены воды и кофе оказались на 35-40% ниже, чем у потребителей со средними и невысокими доходами. Сэкономить на воде удалось благодаря тому, что основное потребление пришлось на упаковки большого объема, а на кофе – благодаря активному участию в акциях типа «2 по цене 1». В итоге за месяц обеспеченные потребители купили в 1,5 раза больше кофе (в граммах) чем средне- и малообеспеченные слои населения.

В других крупных городах в ноябре 2014 года индекс КсМ вырос на 3,4% по сравнению с октябрем 2014 года и на 15% к ноябрю 2013 года. За три года (с ноября 2011 года) рост индекса составил 27%, что немного превышает инфляцию потребительского рынка за этот период. За шесть лет (с ноября 2008 года) индекс вырос на 77%, что превосходит показатель общей инфляции потребительского рынка более чем на 10 пунктов.

Обеспеченные жители крупных городов в ноябре покупали кофе по цене в два раза выше, чем в ноябре 2013 года. Однако, покупок кофе было совершено на 70% больше, чем в октябре этого же года и на 35% больше в сравнении с ноябрем 2013 года.

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81, pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены