Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

569 рублей потратил в октябре 2014 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Средний чек в октябре текущего года после сентябрьского торможения опять пошел в рост, увеличившись на 2,5% относительно предыдущего месяца и достигнув, таким образом, отметки в 569 рублей. По сравнению с октябрем прошлого года средний чек вырос на 5,2%. Рост среднего чека в октябре наблюдался во всех регионах, во всех типах городов. Зато в различных торговых каналах он все себя по-разному. В гипермаркетах и дискаунтерах средний чек не изменился относительно сентября, вырос в супермаркетах, но сократился в магазинах традиционной торговли через прилавок.  Московские покупатели практически не изменили размеров своих средних трат в октябре по сравнению с сентябрем. Зато жители северной столицы после сентябрьского испуга перед опустевшими полками в октябре, видимо, приспособились к новому ассортименту и начали тратить. Средний чек в Питере в октябре вырос на 6,3% относительно сентября, впервые по размеру обогнав московский – 727 руб. против 721 руб. соответственно.

Индекс «Среднего чека», как и другие индексы -  потребительской активности (ИПА) и «Кофе с Молоком» (КсМ) - рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении. 

Показатель среднего чека в октябре 2014 опять пошел в рост после сентябрьского торможения. В среднем по стране он составил 569 рублей, что на 2,5% больше, чем месяцем ранее. Относительно октября прошлого года средний чек вырос на 5,2%, не сумев обогнать показатель инфляции.

Напомним, что покупательская активность в целом оживилась в октябре после сентябрьского шока и провала. Вероятно, такое оживление потребителей можно объяснить принятием новой ассортиментной ситуации на полках магазинов. Опросы Ромир показывают, что в сентябре треть покупателей вели себя настороженно и воздерживались от покупки альтернативных марок взамен исчезнувших после введения продуктовых санкций. В октябре доля таких потребителей снизилась до четверти. Одновременно увеличилось число покупателей, которые перешли на альтернативные бренды – с 48% в сентябре до 74% в октябре.

Средний чек в октябре показал рост практически во всех регионах кроме Южного ФО. Сильнее всего показатель среднего чека вырос на Северо-Западе (+8,2%) и на Дальнем Востоке (+7%).  А самый скромный рост среднего чека был зафиксирован в Центральном ФО (+1,6%).

Если считать, что в центре страны и на северо-западе на покупательскую картину в целом оказывают сильное влияние Москва и Питер соответственно, то как раз показатели среднего чека в обеих столицах и объясняют общие результаты по регионам в целом. Так, в Москве средний чек в октябре почти не изменился относительно сентября, показав рост всего на 1% (721 руб.). Вот и в целом в Центральном ФО рост среднего чека в октябре составил 1,6% относительно предыдущего месяца. Питерские же покупатели в октябре раскрыли кошельки, в среднем оставляя на кассе на 6% больше, чем месяцем ранее (727 руб.). Впервые показатель среднего чека в северной столице оказался выше, чем в Москве.

Диаграмма 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к сентябрю 2014 года. 

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к сентябрю 2014 года.  

Источник: Romir Scan Panel, октябрь 2014 

 

Средний чек показал рост во всех типах городов, хотя и с разной степенью интенсивности. Так, в миллионниках средний чек в среднем вырос в октябре относительно сентября на 3%. В городах с населением от 500 тыс. до миллиона человек – на 5,6%. И в малых городах (100-500 тыс. чел.) средний чек прибавил в октябре 2,3% к значениям сентября.

Напомним, что в сентябре средний чек снижался во всех торговых каналах, кроме дискаунтеров, где рост был незначительным – всего на 1%. В октябре же средний чек в дискаунтерах и гипермаркетах остался практически неизменным относительно сентября. Зато в супермаркетах потребители в среднем платили на 3,2% больше, чем месяцем ранее. Вероятно, это можно объяснить немного выросшими ценами на альтернативные марки.

А в магазинах, торгующих через прилавок, средний чек в октябре, наоборот, похудел на 4,5%  относительно сентябрьских значений. Не исключено, что небольшие магазины еще не успели заменить все запрещенные марки альтернативными. При отсутствии некоторых категорий покупателям просто нечего было покупать. Вот и средний чек пополз вниз.

 

Сеть месяца – Перекресток

Хотя пенетрация сети не столь велика в целом по стране – в среднем только 9% семей сделали покупки в этой сети в октябре. Зато октябрьские показатели среднего чека в Перекрестке продемонстрировали примечательный рост относительно сентября. В целом по стране +7,2%. В Москве, где, кстати, магазины сети посещает каждый четвертый горожанин, рост среднего чека в октябре относительно сентября составил 8,3%. Но самый впечатляющий рост показали покупатели в Питере. Жители северной столицы в среднем в октябре оставляли на кассах Перекрестка на 28% больше, чем месяцем ранее.

 

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены