Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

537 рублей потратил в июне 2014 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

Если в мае мы наблюдали беспрецедентный, на 5,66%, рост показателя среднего чека относительно предыдущего месяца, то в июне относительно мая средний чек похудел на 1%.  Однако он все равно превысил значения годичной давности более чем на 9%. Снижение показателя среднего чека в июне на 1-2% относительно мая произошло и в крупных городах, и в миллионниках. Также было зафиксировано снижение среднего чека в гипермаркетах, которые приобретают все больший вес в общем объеме покупок горожан.

 

Исследовательский холдинг Ромир представляет новый индекс «Средний чек». Как и уже ставшие традиционными Индекс потребительской активности (ИПА) и индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), новый индекс рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 10 000 покупателей в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении. 

Показатель среднего чека в мае неожиданно вырос сразу на 5,66% по сравнению с апрелем. Его абсолютное значение 224 пункта (за 100 принято значение января 2008 года) оказалось третьим по величине за весь период наблюдений после показателей декабря 2013 и декабря 2012 гг. В июне он снизился на 1% против майских значений.

По сравнению с июнем 2013 года средний чек в июне 2014 вырос сразу на 9,35% (в мае был рост на 11,5%). Таких высоких темпов роста этого показателя мы не видели уже очень давно. С мая 2012 по май 2013 средний чек вырос только на 2%. С июня 2012 по июнь 2013 – на 3,5%. За пять лет (с июня 2009) средний чек вырос только на 48%, обогнав показатель инфляции за этот период на символические 2%. А в апреле пятилетний рост среднего чека вообще совпал с показателем пятилетней инфляции.

В Москве средний чек в июне оказался на уровне в 705 рублей, что всего на 1% большей майского показателя. Да и относительно июня прошлого года он вырос всего на 2,5%. По большому счету в столице этот показатель остается стабильным на протяжении последних 1,5 лет. Если не считать небольшого сезонного снижения летом и традиционного декабрьского пика. За пять лет (с июня 2009) средний чек в столице вырос на 44,5%, т.е. на уровень инфляции.

А в Санкт-Петербурге в июне средний чек снизился на 2,3% относительно мая - до 684 рублей против 700 месяцем ранее.

В городах с населением свыше миллиона жителей в мае 2014 средний чек вырос сразу на 8% по сравнению с апрелем. В июне же он снизился на 2% по сравнению с маем. А вот по сравнению с июнем прошлого года он вырос сразу на 15%. Без сомнения, именно эти города выступили в качестве локомотива роста показателя в мае-июне 2014. За пять лет (с июня 2009) рост показателя в миллионниках составил 48,5%.

В городах с населением свыше 500 тысяч жителей в мае 2014 средний чек вырос сразу на 7,5% по сравнению с апрелем. В июне он снизился на 1%. По сравнению с июнем 2013 рост составил 13%. Эти города также выступили в качестве локомотива роста показателя в мае-июне 2014. За пять лет (с июня 2009) рост показателя в этом типе городов составил 54,5%.

Диаграмма 1. Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к маю 2014 года. 

Показатель среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к маю 2014 года.  

Источник: Romir Scan Panel, июнь 2014 

 

По типам торговых точек в июне 2014 по сравнению с маем изменения показателя среднего чека были весьма разноплановыми. В гипермаркетах и магазинах, торгующих через прилавок, продолжилось плавное снижение показателя на 1-2% за месяц. В дискаунтерах имел место рост на 4% за месяц, в супермаркетах – рост на 2%. Общее снижение показателя на 1% за месяц объясняется увеличением «веса» гипермаркетов в общем объеме покупок.

За год (с июня 2013) средний чек в гипермаркетах снизился на 2,2%. В супермаркетах – вырос на 7%. В магазинах, торгующих через прилавок – вырос на 11,8%, а в дискаунтерах – вырос на 16%. За пять лет (с июня 2009) средний чек вырос в гипермаркетах всего лишь на 2%. В супермаркетах и дискаунтерах рост составил 40% за пять лет. А в магазинах, торгующих через прилавок, средний чек вырос за пять лет вдвое - на 103%.

Низкие темпы роста показателя среднего чека в гипермаркетах свидетельствуют о том, что покупатели стали ходить туда чаще, но стараются ограничить объем разовой покупки. Высокие темпы роста среднего чека в магазинах, торгующих через прилавок, говорят о том, что в этой группе прибавилось фирменных точек производителей премиальных мясных и молочных продуктов.

 

Сеть месяца – Ашан

Четыре из десяти московских семей совершили в июне покупки в этой сети, единожды в среднем оставив на кассе 1564 рубля. В Санкт-Петербурге каждая четвертая семья делала покупки в Ашане в июне при среднем чеке почти вдвое меньшем столичного - 888 рубля. В целом же по стране средний чека в Ашанах в июне составил 1194 рубля.

 

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены