Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Уже не опиум для народа

Большинство жителей планеты считает влияние религии на общество положительным

 

Согласно данным, полученным Gallup International/WIN в рамках ежегодного международного опроса, более половины респондентов во всем мире (59%) считают, что религия играет положительную роль в жизни общества. Противоположного мнения придерживается каждый пятый опрошенный (22%). Любопытно, что наиболее скептически в отношении влияния религии на общество настроены жители Западной Европы. Если взглянуть на оценки респондентов в разрезе конфессий, то наибольшее число тех, кто считает религию положительно влияющей на общество, было выявлено среди мусульман и протестантов, а меньше всего – среди индуистов. Что касается мнения россиян по этому вопросу, то половина наших соотечественников считает влияние религии положительным на жизнь общества. Отрицательным его назвали 28% опрошенных. И еще 18% жителей нашей страны убеждены, что религия никакого влияния на общественную жизнь не оказывает.

 

В рамках ежегодного опроса «Глобальный Барометр Надежды и Отчаяния» («Global Barometer on Hope and Despair»), который традиционного в конце года проводит ассоциация независимых исследовательских агентств Gallup International/WIN, респондентам в 65 странах мира был задан вопрос о влиянии религии на общественную жизнь. Почти 70 тысяч респондентов во всем мире ответили следующим образом.

Более половины опрошенных (59%) полагают, что религия оказывает положительное влияние на общество, а противоположного мнения придерживаются почти втрое меньше участников опроса во всем мире – 22%. Однако это не означает, что такие настроения царят во всех странах, участвовавших в исследовании.

Так, например, Западная Европа продемонстрировала самые низкие результаты по положительным оценкам и, соответственно, самые высокие по негативным. По сравнению с другими регионами наибольшее количество положительных ответов дали респонденты в Восточной Европе и в Азии. Результат, полученный в Западной Европе, по мнению аналитиков Gallup International/WIN, объясняется светским характером общества по сравнению с другими странами мира.

В целом, отрицательный ответ на данный вопрос дали респонденты в 9 странах, 6 из которых находятся в Западной Европе - Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды, Испания и Швеция. Но вместе с тем в Исландии и Португалии было получено значимое количество положительных оценок, что, возможно, объясняется тем, что в этих странах исповедуется одна доминирующая религия.

Если исключить результаты, полученные в Западной Европе, то можно утверждать, что религия до сих пор играет важную роль в жизни населения планеты. Больше всего опрошенных, которые считают, что религия играет положительную роль в обществе, было выявлено в Африке (65%), далее следуют жители обоих американских континентов (54%) и жители стран Ближнего Востока и Северной Африки (50%).

Наибольшую убежденность в положительном влиянии религии на жизнь общества продемонстрировали жители Индонезии (95%). Для сравнения в США и в Великобритании эта цифра составляет 43% и 6% соответственно.

Результаты опроса показывают четкое соотношение между уровнем образования и восприятием роли религии в жизни общества. Среди респондентов, которые получили степень магистра или кандидата наук, намного меньше тех, кто считает, что религия положительно влияет на общество. И, наоборот – среди респондентов с более низким уровнем образования выше доля уверенных в благотворном влиянии религии на жизнь общества.

Анализируя данные по типу исповедуемых религий, мы наблюдаем значительную разницу между различными конфессиями в их оценках роли религии в обществе. Значительно чаще, чем в среднем по мировой выборке, положительно оценивали роль религии в обществе протестанты и мусульмане. А самая низкая доля положительных оценок была зафиксирована среди индуистов.

 

Таблица 1. Оценка влияния религии на общество представителями различных вероисповеданий.

Оценка влияния религии на общество представителями различных вероисповеданий

 

Источник: Gallup InternationalWIN и исследовательский холдинг Ромир, декабрь 2013

Россия, где опрос проводился исследовательским холдингом Ромир, эксклюзивным представителем Gallup InternationalWIN, были получены следующие ответы. Почти половина россиян (49%) считают, что религия положительно влияет на общество. Противоположного мнения придерживаются 28% опрошенных. Еще 18% респондентов считают, что религия не оказывает никакого влияния на общество. 5% затруднились ответить. Таким образом, ответы россиян немного, но отличаются и от общемировых показателей, и даже от результатов, полученных среди православных в целом.

Однако результаты нынешнего опроса прекрасно коррелируются с данными исследования Gallup InternationalWIN двухлетней давности, когда респондентам во всем мире был задан вопрос о религиозном самоопределении. Тогда, напомним, 55% россиян назвали себя религиозными, а 26% - нет. Согласитесь, очень близкие результаты.

В том же опросе наибольшее количество верующих было выявлено среди мусульман и христиан. И сейчас представители именно этих концессий считаются религию спасением для общества. В предыдущем опросе наименьшую религиозность продемонстрировали страны Западной Европы. И сейчас именно в этом регионе были зафиксированы самые низкие показатели полезности религии для общества. То есть наблюдается прямая зависимость между оценкой роли религии в общества и уровнем религиозности этого общества.

«Положительное влияние религии на общественную жизнь отмечают представители всех конфессий и даже атеисты, - говорит Андрей Милехин, президент исследовательского холдинга Ромир и директор-координатор Gallup InternationalWIN по Восточной Европе и СНГ. – Но не это самое удивительное в полученных результатах. Как видно из приведенной таблицы, наибольшее количество положительных оценок религия получила среди мусульман и протестантов. И именно представители этих конфессий пытаются порой достаточно воинственно доказывать свою правоту и призывать жить по своим правилам. Среди православных доля положительных характеристик несколько ниже, но это скорее говорит о традиционной высокой толерантности этой конфессии».

 

Gallup International/WIN – крупнейшая и самая известная ассоциация независимых исследовательских агентств, объединяющая 77 компаний и проводящая независимые опросы в почти 100 странах мира. В разные периоды Gallup International/WIN проводил соцопросы и exit poll на президентских и парламентских выборах во многих странах мира. В течение многих лет Gallup International/WIN проводит опросы в рамках международных проектов «Глас народа», «Барометр надежд и отчаяния» и др.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены