Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Волатильность валют не побеспокоила москвичей

Почти три четверти москвичей, имеющих сбережения, не стали предпринимать никаких действий для сохранения своих накоплений на фоне ощутимо выросших курсов валют в 1 первом квартале текущего года. Остальные же покупали доллары и евро (14%), делали крупные покупки (7%), кто-то вложился в недвижимость (5%) и еще 5% предпочли для сохранности конвертировать деньги в ювелирные изделия. Тот факт, что большинство москвичей никак не отреагировали на выросшие курсы валют, отнюдь не говорит, что им нечего спасать. Более половины опрошенных признались, что семейные сбережения хранят в рублях, еще 12% заявили, что берегут накопления в рублях и долларах. Мультивалютными сбережениями – рубль/евро/доллар - обладают еще 10% столичных семей. Об отсутствии сбережений заявили 17% респондентов.

 

По данным Центрального Банка России в 1 квартале 2014 года объем банковских вкладов россиян уменьшился на 2% или на 330 млрд. рублей. В то время как за аналогичным период прошлого года они выросли более чем на 5% или более чем на 700 млрд. руб. Таким образом, рублевые сбережения населения страны в 1 квартале 2014 «похудели» более чем на один триллион рублей.

Более половины этих средств ушло на покупку долларов и евро. Не смотря на существенный рост курса доллара и евро по отношению к рублю (или как раз по этой причине), населением за три первых месяца года было приобретено наличной иностранной валюты, по оценке банкиров, на 20 млрд. в пересчете на дол. США. Остальное было потрачено на приобретение товаров длительного пользования.

Эту информацию подтверждают и результаты апрельского опроса москвичей, в котором по репрезентативной городской выборке приняли участие 1000 респондентов от 18 лет и старше.

Почти три четверти (71%) участников исследования заявили, что они не предпринимали никаких действий в связи с ослаблением курса рубля к иностранным валютам, обострением международной обстановки и компанией по «оздоровлению» банковского сектора, которую с осени прошлого года активно проводит отечественный Центробанк. Понятно, что среди наименее обеспеченных граждан такой ответ дали 80%. Им особо беспокоиться не о чем, поскольку у них почти нет сбережений. Но и граждане среднего достатка в 75% случаев завили, что не предпринимали никаких действий.

И даже среди тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее – «можем без проблем приобретать любые товары длительного пользования, кроме недвижимости» - двое из трех (64%) не озаботились судьбой семейных сбережений. И лишь среди самых обеспеченных москвичей, составляющих весьма небольшую часть населения столицы, только треть (33%) сохраняла равнодушное спокойствие, а большинство все же предприняли усилия по спасению своих сбережений.

Не получится списать инертность и спокойствие москвичей относительно судьбы собственных сбережений на их отсутствие, незначительный размер или сверх концентрацию сбережений только у самых богатых семей. Даже среди наименее обеспеченных участников опроса более половины заявили, что в их семьях есть сбережения. А в средней доходной группе наличие сбережений признали 87%. Среди самых обеспеченных об этом заявили 97%.

В качестве рабочей придется признать гипотезу о том, что большинство москвичей надеются на то, что проблемы 1 квартала все же носят временный характер, и вскоре ситуация на валютном рынке и курс рубля стабилизируются. Как иначе объяснить тот факт, что и в начале апреля 2014 года большинство москвичей хранили свои сбережения только в рублях? (См. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. В каких валютах вы храните свои семейные сбережения? В % от числа опрошенных.

В каких валютах вы храните свои семейные сбережения? В % от числа опрошенных

Источник данных: Ромир, московский городской омнибус, апрель 2014

Т.е. уже после того как были произведены все дополнительные покупки иностранной валюты 62% семей, имеющих сбережения, имеют только рублевые сбережения. И лишь 5% семей, имеющих сбережения, держат свои сбережения только в валюте: только в долларах, только в евро или в долларах и евро.

Интересно также, что пара «рубль + доллар» у москвичей значительно популярней пары «рубль + евро». И даже немного популярней тройки «рубль + доллар + евро». Т.е. популярность евро в России, и в частности в Москве, все еще ниже, чем у доллара. Расстановка предпочтительности  хранения сбережений по валютам и их комбинациям практически одинакова во всех доходных группах. И только среди самых высокообеспеченных москвичей, которые не испытывают затруднений даже с приобретением недвижимости, на первом месте вариант – «в рублях, долларах и евро» (35%), а на втором – «только в рублях» (26%).

Наиболее популярными способами реагирования на рост курсов валют, судя по ответам москвичей, стали покупки долларов и евро. Причем доллар в целом, и особенно в средней и наиболее обеспеченной группе участников опроса, все же оказался немного популярнее, чем евро. Иностранную валюту в целях защиты семейных сбережений в 1 квартале 2014 покупали 11% членов малообеспеченных групп, 14% среди граждан среднего достатка (такой же показатель – в среднем по выборке) и 20% высокообеспеченных москвичей.

Другим популярным способом сохранения сбережений при стремительно растущем курсе валют стали крупные покупки: автомобиль, корпусная мебель и т.д. К нему прибегли 9% малообеспеченных семей и 13% среди зажиточных москвичей. А вот среди граждан среднего достатка так поступили только 5%.

Благодаря этому на рынке легковых автомобилей почти прекратилось снижение продаж. В натуральном выражении в 1 квартале 2014 года по данным комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса было продано всего на 2% меньше новых легковых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. А с учетом существенного (более чем на 10%) роста средней цены нового автомобиля можно говорить о росте рынка как минимум на 10% в рублях. Таким образом, прирост рынка новых автомобилей составил порядка 50-60 млрд. руб. в стоимостном выражении.

К покупке недвижимости (сюда же относятся ремонт и строительство), как средству защиты сбережений, в 1 квартале прибегли 5% москвичей. Конечно, этот способ доступен, в первую очередь, обеспеченным жителям столицы. Среди них так поступили 14%, а среди малообеспеченных – только 1%.

Наименее популярный из примененных способов спасения сбережений – покупка ювелирных украшений. К нему прибегли 2% малообеспеченных, 4% москвичей среднего достатка и 7% высокообеспеченных жителей столицы.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081; pressa@romir.ru

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены