Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Рынок труда неблагоприятен для работников

22% наемных работников сменили место работы осенью 2013 года. Это самый высокий показатель за последние 5 лет. Он почти в два раза превышает цифры, полученные осенью 2012 и осенью 2008 гг. Существенно снизилась доля тех, кто смог быстро найти новую работу. Доля компаний, расширявших штаты осенью 2013, оказалась в два раза ниже доли компаний, проводивших сокращения персонала. Зато доля компаний, сокращавших оплату труда осенью 2013 в два раза меньше, доли компаний в которых заработная плата выросла. Все эти показатели (кроме роста заработной платы) свидетельствуют о том, что для работников ситуация в сфере занятости осенью 2013 существенно ухудшилась по сравнению с осенью прошлого года. Поэтому не удивительно повышение уровня  нервозности и неуверенности потребителей,  что уже негативно сказалось на потребительской активности населения.

 

В ноябре 2013 года исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного опроса городского населения задал его участникам несколько вопросов относительно ситуации с занятостью – и лично у них, и в компаниях, в которых они работают.  Аналогичные опросы проводились в предыдущие годы. Сравнение результатов показало, что на рынке труда ситуация существенно ухудшилась.

В первую очередь респондентам был задан вопрос: «Произошли ли лично у них какие-то изменения, связанные со сменой места работы осенью этого года». Оказалось, что 6% участников исследования были уволены или сокращены по инициативе работодателя. Это могло быть оформлено и как - «…по собственному желанию, и как – «…в связи сокращением штатов», и как – «в связи с несоответствием занимаемой должности».

Год назад такой ответ давали 4%, два года назад - 10%, а пять лет назад те же 6% участников исследования (см. Диаграмму 1). Можно сказать, что данный показатель довольно стабилен и его колебания почти не выходят за рамки допустимой статистической погрешности.

А вот еще 16%, покинувших место работы, действовали по собственной инициативе – это самый высокий показатель за последние пять лет, в два раза превышающий уровни, зафиксированные в предыдущие годы.

Интересно, что среди мужчин доля «уволенных» и «уволившихся» почти в два раза выше, чем среди женщин – 7% и 20% против 4% и 11% соответственно. Среди молодых сотрудников (моложе 25 лет) доля «уволившихся» в 1,5 раза выше, чем среди сотрудников старше 25 лет – 23% и 15% соответственно. А вот увольняют сотрудников различного возраста одинаково.

Среди работников с низким уровнем семейного дохода за три осенних месяца уволились или были уволены 30%. В то время как среди тех, у кого средний или высокий семейный доход, потеряли работу только 20-22%.

Диаграмма 1. Были ли за последние три месяца в Вашей жизни какие-либо изменения, связанные со сменой места Вашей работы или увольнением? (в % от общего числа ответивших)

Были ли за последние три месяца в Вашей жизни какие-либо изменения, связанные со сменой места Вашей работы или увольнением? (в % от общего числа ответивших)

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2013

 

Следующий вопрос – «Как быстро вы смогли найти новую работу после увольнения?» - задавался только тем, кто был уволен, сокращен или покинул компанию по собственной инициативе.

26% потерявших работу смогли трудоустроиться в течение первой же недели после увольнения. В прошлом и позапрошлом году показатели были чуть выше – на уровне 29-30%. В 2008 году такое удалось 37% потерявших работу (см. диаграмму 2).

Очевидно, увольнение с прежнего места работы для этих граждан не стало «неприятной неожиданностью», и смена места работы была ими заранее запланирована. Среди самых молодых (18-24 года) за первую же неделю смогли трудоустроиться только 34% (этот показатель вырос за год в 2,5 раза). А вот среди «старших товарищей» (45-59 лет) новую работу за неделю нашли только 13%. Ранее этот показатель был на уровне 25%.

20% потерявших работу понадобилось для трудоустройства от 1,5 недель до одного месяца. В 2008 году за такой срок нашли новую работу только 15%, в 2011 – 24%, а в прошлом году почти 40%. Среди самых молодых работников в такой срок уложились только 13%, а среди самых опытных – 22%.

Диаграмма 2. Как быстро вы сумели найти новую работу после увольнения? (в % от общего числа потерявших работу)

Как быстро вы сумели найти новую работу после увольнения? (в % от общего числа потерявших работу) 

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2013

 

Таким образом,  не более чем за месяц нашли новую работу менее половины (46%) потерявших ее осенью 2013 года. В прошлом году этот показатель превышал две трети (68%) потерявших работу осенью 2012 года. В предыдущие годы аналогичный показатель был на уровне 52-54%.

Среди самых молодых работников новую работу за месяц нашли только 47% уволенных или уволившихся, в то время как еще год назад этот показатель достигал фантастических 86%. Это означало, что почти все молодые работники нашли тогда новую работу менее чем за месяц после потери предыдущей.

Быстро найти новую работу сумели 57%  обладателей среднего уровня семейных доходов, 46% тех, у кого доходы высокие, и только 22% тех, у кого доходы низкие. Половина (48%) работников с высшим образованием и только треть (31%) со средним нашли новую работу в течение одного месяца после увольнения.

Один из восьми опрошенных (12%), потерявших работу осенью 2012 года нашел новую более чем за месяц. Но, все же нашел. Этот показатель стабилен на протяжении всех лет наших измерений. Колебания не выходят за пределы допустимой статистической погрешности.

Каждый третий (35%), потерявший работу осенью 2013, все еще находится в поиске. В прошлом году этот показатель был на уровне 20%. А в предыдущие годы не смогли найти новую работу за осень 29-32% участников исследования.

Разницы между мужчинами и женщинами по этому показателю раньше не было, а теперь появилась -30% у женщин и 37% у мужчин. Среди самых молодых респондентов в 2012 году только 12% на момент проведения исследования все еще находились в поиске работы, а в этом году – 31%. Среди респондентов старше 45 лет в поиске новой работы до сих пор находятся почти половина (48%) против 25% в прошлом году.

В поиске работы находятся 46% граждан с низкими доходами против 23% тех, у кого высокие семейные доходы, 41% работников со средним образованием и 31% с высшим.

В 2013 году впервые после 2008 оказалась заметной доля ответов «не ищу, пока не планирую работать». В прошлом и позапрошлом году такой ответ давали только 1-2% потерявших работу, сейчас – 8%. Среди граждан моложе 25 лет  этот показатель равен 17%. Среди малообеспеченных – 20% (против 3-6% среди граждан со средними и высокими семейными доходами). 12% женщин и 5% мужчин.

На следующий вопрос – «Имели ли в ваших компаниях какие-либо из перечисленных событий?» - отвечали только те, кто осенью текущего года года не терял и не менял место работы.

Диаграмма 3. Имели ли место на вашей работе за последние три месяца нижеперечисленные события? (в % от общего числа стабильно работавших)

Имели ли место на вашей работе за последние три месяца нижеперечисленные события? (в % от общего числа стабильно работавших) 

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2013

 

Каждый шестой (17%) участник исследования заявил, что в их компаниях осенью 2013 года имело место сокращение персонала, увольнение сотрудников (речь идет о довольно значительных сокращениях – более 10% от общего числа сотрудников компании). Это более высокий показатель, чем был зафиксирован в прошлом году (13%), но ниже чем осенью 2011 и существенно меньший, чем осенью 2008 года (см. Диаграмму 3).

11% участников сообщили о сокращении заработной платы в их компаниях осенью 2013 года. Точно такой же показатель был и осенью 2012. Это больше, чем в 2011, но меньше чем в 2008. Впрочем, отклонения остаются практически в рамках допустимой погрешности. В более чем половине случаев сокращение составило более 10% от «летнего» уровня оплаты труда.

7% респондентов рассказали о сокращении «социальных пакетов» осенью 2013. Такой же показатель был отмечен и в 2012 году. Это немного больше, чем в 2008 и 2011 гг. Интересно, что из всех работников, отметивших сокращение соцпакета, половина имеет высокий уровень семейного дохода и лишь менее 10% - низкий.

А вот в каждой одиннадцатой компании (9%) осенью 2013 года имело место расширение штатов – прием новых сотрудников. Причем, в половине случаев количество сотрудников было увеличено более чем на 10%. Эти показатели чуть меньше, чем в прошлом году, но чуть выше аналогичных данных за 2008 год.

В 23,5% компаний (почти каждая четвертая) осенью 2013 имело место увеличение заработной платы. В более чем половине из этих случаев на 10% и более. Это чуть более высокий показатель, чем в прошлом году и в три раза превышающий позапрошлогодние данные.

Все эти показатели (кроме роста заработной платы) свидетельствуют в пользу того, что ситуация в сфере занятости осенью 2013 существенно ухудшилась (для работников) по сравнению с осенью 2012 года. Перегрев рынка труда, отмечавшийся нами (и многими другими специалистами) в конце прошлого года, несколько уменьшился. Это может благоприятно сказаться на развитии бизнеса, инвестиционных планах, конкурентоспособности (через повышение производительности труда) и деловом климате в нашей стране.

Но с другой стороны, ухудшение ситуации на рынке труда усугубит нервозность и неуверенность потребителей, что уже негативно сказалось на потребительской активности населения. Снижение повседневных потребительских расходов осенью 2013 года уже стало невеселой экономической реальностью.

 

В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, в 8 федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.

 

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены