Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Индекс покупательской активности: 70% роста за пять лет

В январе 2013 года повседневные потребительские расходы номинально снизились на 19% по сравнению с декабрем 2012 и выросли на 10% по сравнению с январем 2012. И первый, и второй показатели не выходят за рамки привычной динамики за все годы наблюдений. Интересно другое. По сравнению с январем 2008 (начало публикации данных Romir Scan Panel) повседневные расходы номинально выросли в 2,5 раза. Накопленная за эти 5 лет инфляция составила ровно 50%. Таким образом, за пять лет рост повседневного потребления составил 70% в реальном выражении.

 

После весьма бодрого декабря 2012 (а здесь будет уместно напомнить, что в декабре прошлого года повседневные расходы выросли на 20% по сравнению с декабрем 2011) можно было бы ожидать достаточно вялого января — более сильного, чем обычно, снижения расходов по сравнению с декабрем. Или резкого замедления темпов роста по сравнению с весьма бодрым январем 2012 года. Однако этого не произошло.

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в январе 2013 были зафиксированы на уровне 255% — т.е. снизились по сравнению с пиковыми значениями декабря 2012 на «обычные» 19%. А по сравнению с январем 2012 выросли на 10%, обогнав инфляцию на 3 процентных пункта (см. Диаграмму 1). Конечно, это намного более скромный рост по сравнению с тем, который наблюдался в 2012, а также в 2009-2010 гг., но это все же рост повседневных расходов в реальном выражении.

Диаграмма 1. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – январь 2013

Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений, январь 2008 – январь 2013

 

100% = январь 2008 года

Источник: Холдинг Ромир, Romir Household Panel, январь 2013

 

Говорить о формировании нового тренда пока рано. Для этого надо дождаться хотя бы данных за февраль. Четыре месяца подряд (сентябрь-декабрь 2012) номинальные темпы роста повседневных расходов составляли 13-20% годовых, а с поправкой на инфляцию – 6-12%. Это был настоящий и очень хороший рост. До этого 10 месяцев (с декабря 2011 по август 2012) имела место стабилизация номинальных темпов роста на уровне 7-8% годовых, а реальных на уровне 1-2%. Строго говоря – это была инфляционная стагнация.

Повседневные расходы в январе 2013 оказались выше показателей января 2010 года на 44%. По сравнению с январем 2008 (начало публикации данных Ромир) повседневные расходы номинально выросли в 2,5 раза. Накопленная за эти 5 лет инфляция составила ровно 50%. Таким образом, можно говорить о росте повседневного потребления на 70% в реальном выражении за пять лет. Это очень серьезный показатель.

В Москве повседневные расходы в январе снизились по сравнению с декабрем 2012 на 23%, а по сравнению с январем прошлого года выросли на 10%. В Петербурге снижение к декабрю оказалось еще более сильным – минус 26%. Более того, абсолютное значение января 2013 оказалось на 9% ниже показателя 2012 года. Это означает, что в городе на Неве произошло снижение реальных потребительских расходов в январе 2013 по сравнению с январем 2012 более чем на 15%.

Здесь будет уместно напомнить, что в октябре прошлого года в Петербурге наблюдался беспрецедентный рост повседневных расходов. Они выросли сразу на 19% к сентябрю, преодолев пятимесячную стагнацию, а в ноябре опять снизились на 6,5%. Видимо, жители «северной столицы» решили сделать небольшую потребительскую паузу перед Новым годом, но в декабре (когда опять наблюдался значительный рост расходов) компенсировали ноябрьский провал.

В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в январе снизились по сравнению с декабрем на 14%, а по сравнению с январем 2012 – выросли на 8%. В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы снизились к декабрю на 18%, а к январю прошлого года выросли всего лишь на 4%.

В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей январские расходы снизились по сравнению с декабрем только на 10%, зато по сравнению с январем прошлого года они также снизились на 4%.

Расходы наименее обеспеченных горожан в январе снизились к декабрю на 21%, а к январю 2012 выросли только на 4%. В средней доходной группе аналогичные показатели: — 19,5% (к декабрю) и +8% (к январю прошлого года). В группе потребителей с относительно высоким уровнем доходов расходы в январе снизились к декабрю на 18%, а к январю прошлого года выросли на 12%.

Структура распределения расходов между продуктами питания и непродовольственными товарами повседневного спроса окончательно пришла «в норму». Значение января – 74% (73% в декабре) — продукты питания и 26% (27% в декабре) — непродовольственные товары повседневного спроса. Точно такой же она была и предыдущие три года.

 

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Romir Household Panel. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 100 000 жителей и более.

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 60 81

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены