Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Рост доходов россиян немного замедлился

Рост доходов россиян немного замедлился

Доходы россиян растут медленнее, чем в начале года, но настроения все еще весьма оптимистичны. Граждане продолжают делать сбережения, но темп их роста слегка замедлился. Перспективы развития потребительских рынков в 2013 году остаются умеренно позитивными.

В ноябре текущего года исследовательский холдинг Ромир провел очередной опрос на тему сбережений россиян. Аналогичные вопросы задавались респондентам в январе 2012 года. Сравнение результатов этих двух опросов позволяет делать выводы о финансовых настроениях жителей России.

В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100, в 8 федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.

Итак, прежде всего респондентам был задан вопрос о том, как изменились их доходы за последние 6 месяцев. На первый взгляд, ситуация достаточно позитивна.

39% участников исследования заявили, что за полгода доходы в их семьях возросли, причем у 6% — значительно. У 22% респондентов семейные доходы сократились, в т.ч. у каждого третьего (7%) – ощутимо. И у 37% — остались без изменений. Доля семей с позитивной динамикой доходов превосходит долю семей с негативной динамикой почти в два раза.

Но сравнение с данными аналогичного опроса в январе 2012 года говорит о том, что за 10 месяцев ситуация с динамикой доходов заметно ухудшилась. Так, на 5 процентных пунктов снизилась доля семей с положительной динамикой доходов. На 5 процентных пунктов снизилась доля семей с нейтральной динамикой. И на 9 процентных пунктов выросла доля семей с негативной динамикой доходов (см. Диаграмму 1).

В результате «Индекс динамики доходов» (показывающий баланс положительных и отрицательных оценок *) сократился более чем вдвое: с 36 до 16 пунктов. Хотя, по-прежнему, остается в положительной зоне.

* Значение индекса» -300» возможно при ситуации, когда все опрошенные говорят, что их доходы значительно сократились. Значение «300» достижимо при ситуации, когда все говорят о значительном росте доходов. Значение „0“ показывает равенство положительных и отрицательных оценок динамики доходов.

Диаграмма 1. Как изменились доходы в Ваших семьях за предыдущие 6 месяцев? (%)

Как изменились доходы в Ваших семьях за предыдущие 6 месяцев?(%)

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2012

Значение Индекса динамики доходов у мужчин немного выше, чем у женщин – 20 и 15 пунктов соответственно. Среди респондентов моложе 35 лет значения индекса составляют 28–35 пунктов, старше 35 лет – только 7 пунктов.

А вот в зависимости от принадлежности к той или иной доходной группе Индекс меняет свой знак прямо на противоположный. Так, среди наиболее обеспеченных участников исследования индекс показывает +31 пункт. Среди респондентов со средним уровнем доходов – ровно ноль, а среди обладателей самых низких семейных доходов минус 38 пунктов.

Следующий вопрос исследования касался ожиданий респондентов относительно возможных изменений доходов их семей в ближайшие 6 месяцев. Здесь ситуация оказалась намного лучше.

61% опрошенных ожидают роста доходов своих семей, причем каждый третий (21%) – роста значительного. Это, конечно, на 7 процентных пунктов ниже, чем в январе, но все очень хороший показатель (см. Диаграмму 2).

11% участников исследования опасаются снижения доходов в своих семьях. Это на 4 процентных пункта ниже, чем в январе. Но все же – доля небольшая. Индекс ожиданий, снизился на 15 пунктов по сравнению с январем, но по-прежнему довольно высок – 67 пунктов.

Диаграмма 2. Как, по Вашему мнению, изменятся доходы в Ваших семьях за следующие 6 месяцев? (%)

Как, по Вашему мнению, изменятся доходы в Ваших семьях за следующие 6 месяцев? (%)

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2012

Индекс ожиданий высок у мужчин и женщин – 70 и 65 пунктов, соответственно. У самых молодых участников опроса (до 25 лет) он составляет 93 пункта. В возрастной группе 25-34 года – 85 пунктов; 35-44 года – 59 пунктов. У тех, кто старше 45 лет – только 47 пунктов.

У наиболее обеспеченных участников исследования значение Индекса ожиданий изменения дохода составило 73 пункта; у наименее обеспеченных этот показатель равен 30 пунктам.

И в завершении темы мы поинтересовались у участников исследования тем, что происходит в их семьях со сбережениями. Выяснилось, что 11% опрошенных последние месяцы делают больше сбережений, чем раньше. Это даже чуть более высокий показатель, чем в начале года (См. Диаграмму 3).

29% семей делают такие же сбережения, как и раньше. Этот показатель несколько уступает январскому.

16% семей участников исследования стали делать меньше сбережений, чем раньше, но все же их семьи продолжают наращивать сбережения. В январе такой ответ дал каждый пятый участник исследования (20%).

12% респондентов заявили, что их семьи перестали делать сбережения. В январе так утверждали только 9% участников исследования.

9% опрошенных утверждают, что их семьям за последние месяцы пришлось потратить часть сделанных ранее сбережений. В январе такой ответ давали 10% участников исследования.

И, наконец, 18% респондентов заявили, что семьи не делают сбережений сейчас, и не имели сбережений ранее. В январе такой ответ дали только 12% опрошенных.

Диаграмма 3. Динамика сбережений за предыдущие 6 месяцев (%)

Динамика сбережений за предыдущие 6 месяцев (%)

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2012

Анализ полученных ответов позволяет делать вывод о незначительном сокращении прироста сбережений осенью 2012 года по сравнению с осенью прошлого года. Этот вывод подтверждается и свежими данными Центрального Банка о небольшом снижении темпов роста депозитов населения в коммерческих банках.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

pressa@romir.ru

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены