Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Рынок труда вошел в фазу перегрева

Рынок труда вошел в фазу перегрева

Только 12% офисных работников сменили место работы осенью текущего года. Это на 40% меньше чем за аналогичный период прошлого года. Доля компаний, расширявших штаты осенью 2012 года, практически сравнялась с долей предприятий, проводивших сокращения персонала. А доля компаний, сокращавших зарплату своим сотрудникам осенью текущего года, в два раза меньше, доли компаний в которых заработная плата выросла.

В опросе приняли участие 1000 респондентов в возрасте от 16 до 50 лет и старше, проживающих в городах с населением от 100, в 8 федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.

 

В ноябре исследовательский холдинг Ромир в ходе очередного опроса задал работающим россиянам несколько вопросов относительно ситуации с занятостью – и лично у них, и в компаниях, в которых они работают. Аналогичные вопросы задавались в прошлом году и четыре года назад – в ноябре 2008 года. Сравнение результатов показывает, что на рынке труда начинается явный перегрев. Свежие данные Росстата подтверждают этот вывод. Оценки количества безработных по методике МОТ в ноябре опустились ниже 4 млн. чел. Осенью 2007 года – на пике предыдущего перегрева было 4,2 млн.

Прежде всего, респондентам был задан вопрос о том, произошли ли у них лично какие-то изменения, связанные со сменой места работы минувшей осенью. Оказалось, что только 4% участников исследования были уволены или сокращены по инициативе работодателя. Год назад такой ответ давали 10% респондентов (См. Диаграмму 1). Еще 8% покинули место работы действительно по собственной инициативе. Такие же показатели были в 2011 и в 2008 годах..

Интересно, что среди мужчин доля «уволенных» и „уволившихся“ в 1,7 раза выше, чем среди женщин – 7% и 10% против 4% и 6% соответственно. Среди молодых сотрудников (моложе 25 лет) доля „уволившихся“ в 1,5 раза выше, чем среди сотрудников старше 35 лет – 11% и 7% соответственно. А вот увольняют сотрудников различного возраста одинаково.

Диаграмма 1. Были ли за последние три месяца в Вашей жизни какие-либо изменения, связанные со сменой места Вашей работы или увольнением? (в % от общего числа ответивших)

 

 Диаграмма 1. Были ли за последние три месяца в Вашей жизни какие-либо изменения, связанные со сменой места Вашей работы или увольнением?

 

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2012

Вопрос о том, насколько быстро респонденты смогли найти новую работу, задавался лишь тем, кто был уволен или покинул прежнее место работы по собственной инициативе. И результаты опроса показали, что 29% уволенных (как и в прошлом году) смогли трудоустроиться в течении первой же недели после увольнения. В 2008 году такое удалось 37% потерявших работу (См. диаграмму 2).

Очевидно, увольнение с прежнего места работы для этих граждан не стало «неприятной неожиданностью», и смена места работы была ими заранее запланирована. Среди самых молодых (18-24 года) за первую же неделю смогли трудоустроиться только 14% (это значительно меньше, чем в прошлые годы). А вот среди „старших товарищей“ (45-59 лет), как и раньше, новую работу за неделю нашел каждый четвертый (25%).

Диаграмма 2. Как быстро вы сумели найти новую работу после увольнения? (в % от общего числа потерявших работу)

 Как быстро вы сумели найти новую работу после увольнения? (в % от общего числа потерявших работу)

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2012

 

39% потерявшим работу понадобилось для трудоустройства от 1,5 недель до одного месяца. В 2008 году за такой срок нашли новую работу только 15%, а в 2011 – 24%. Тут уже «лидируют» самые молодые участники исследования. 72% из них нашли работу за 10-30 дней после увольнения. Что в два раза превышает показатели старшей возрастной группы.

Один из десяти опрошенных (10%), потерявших работу осенью этого года, нашел новую более чем за месяц. Но, все же нашел. И лишь каждый пятый (20%) все еще находится в поиске. В предыдущие годы не смогли найти новую работу в течение всей осени 29-33% респондентов. Разницы между мужчинами и женщинами по этому показателю выявлено не было. Среди самых молодых респондентов только 12% на момент проведения исследования все еще находились в поиске работы. Среди тех, кто старше 45 лет – 25%.

На вопрос о том происходили ли в кампаниях какие-либо изменения из предложенного списка, только тем респондентам, которые осенью текущего года не теряли и не меняли место работы, т.е. 88% участников исследования.

Итак, только один из восьми участников исследования (13%) заявил, что в их компаниях осенью 2012 года имело место сокращение персонала – увольнение сотрудников. Это в 1,5 раза меньший показатель, чем осенью прошлого года и почти в два раза меньший, чем осенью 2008. Как и в предыдущие годы, в половине случаев речь идет о довольно значительных сокращениях – более 10% от общего числа сотрудников компании (См. Диаграмму 3).

Диаграмма 3. Имели ли место на вашей работе за последние три месяца нижеперечисленные события? (в % от общего числа стабильно работавших)

 

Имели ли место на вашей работе за последние три месяца нижеперечисленные события? (в % от общего числа стабильно работавших)

 

Источник: Холдинг Ромир, ноябрь 2012

 

11% участников опроса сообщили о сокращении заработной платы в их компаниях осенью этого года. Это больше, чем в 2011, но меньше чем в 2008. В двух третях случаев сокращение составило более 10% от «летнего» уровня оплаты труда.

Еще 7% респондентов рассказали о сокращении «социальных пакетов» минувшей осенью. Это немного больше, чем в 2008 и 2011 гг.

А вот в каждой девятой компании (11%) минувшей осенью имело место расширение штата. Причем, в половине случаев количество сотрудников было увеличено более чем на 10%. Эти показатели заметно превышают аналогичные данные за 2008 год.

В 22% компаний осенью этого года имело место повышение зарплаты, причем в половине случаев — на 10% и более. Это в три раза больше, чем в прошлом году. А в 2008 году в ходе исследования вообще не было выявлено компаний, увеличивавших своим сотрудникам зарплаты.

Все эти показатели свидетельствуют в пользу того, что ситуация в сфере занятости осенью текущего года была не просто существенно лучше (для работников), чем в аналогичные периоды 2008 и даже 2011 года, а близка к состоянию острого дефицита кадров и перегреву рынка труда.

Это, безусловно, весьма неплохо для наемных работников и развития потребительских рынков (рост доходов работающих по найму увеличивает их покупательную активность), но потенциально может и неблагоприятно сказаться на развитии бизнеса, инвестиционных планах, конкурентоспособности и деловом климате в нашей стране.

 

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Отдел по связям с общественностью Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены