Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Стабильные простые удовольствия

Стабильные простые удовольствия

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) в октябре 2012 года вырос по сравнению с сентябрем на 8,5% и составил 709 пунктов. По сравнению с октябрем 2011 года рост индекса составил 5,8%. Такой же рост в 5,8% наблюдался в прошлом году по отношению к 2010. А вот по отношению к кризисному 2009 году в 2010 рост индекса простых удовольствий составил 12%. Получается, что тяжелые времена россияне с удвоенной силой запивали кофе с молоком и заедали шоколадом. Но как только ситуация начала стабилизироваться, в норму пришли и потребности в маленьких сладких радостях. Уже два года россияне демонстрируют стойкую экономическую уверенность, даже с учетом инфляции.

В апреле 2012 года Ромир начал регулярно выпускать новый индекс «Кофе с Молоком»   (КсМ), рассчитываемый, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме он-лайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 10 000 участников скан-панели в 32 городах России с населением от 100 тыс. жителей.

Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством. Таким образом, ингредиенты индекса „Кофе с молоком“ являются, по сути, элементарным набором „простых удовольствий“.

Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс „Кофе с молоком“ является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

За годы наблюдений за потребительской активностью россиян, исследователи заметили, что наиболее нейтральными месяцами, не испытывающими влияния праздников и сезонности, являются апрель и октябрь. Поэтому, анализируя результаты показателей индекса КсМ за октября текущего года, специалисты Ромир не могли не обратиться к октябрьским показателям прошлых лет.

Выяснилось, что изменение индекса «Кофе с Молоком» в октябре 2009 года по отношению к аналогичному периоду 2008 составило +15%, в 2010 по сравнению с 2009 прибавилось еще 12%. А затем в течение двух лет – 2011 и 2012 – ежегодный рост не превышал 6%, т.е. фактически компенсировал инфляцию.

Эти наблюдения можно трактовать как показатель экономической стабильности и уверенности в последние два года. Тогда как рост индекса простых удовольствий в 2009 и 2010 говорил скорее о желании подсластить нервозность, связанную с кризисом.

А теперь рассмотрим подробнее результаты последних изменений индекса КсМ. Итак, октябрьский рост индекса произошел, с одной стороны, за счет увеличения объемов натурального потребления шоколада, воды и молока (на 10-15% по сравнению с сентябрем 2012), а, с другой стороны, за счет роста средней реальной цены приобретения кофе (на 7%) при стабильных объемах его потребления. Распределение продаж продуктов, входящих в индекс, по основным каналам распространения в октябре изменилось незначительно. Немного снизилась доля гипермаркетов и супермаркетов в продажах воды и кофе. Выросла доля дискаунтеров и магазинов, торгующих через прилавок, в продаже кофе. А магазины других типов нарастили свою долю в торговле водой и молоком.

В Москве индекс КсМ вырос в октябре на 10% по сравнению с сентябрем и составил 862 пункта. В столице выросли на 5-7% средние реальные цены приобретения всех продуктов, входящих в индекс. Одновременно выросло, за исключением шоколада, натуральное потребление продуктов индекса, особенно сильно – на 10% — бутилированной воды.

В других крупных городах тенденции были разнонаправленными. Но рост цен на кофе и натуральных объемов потребления воды и молока привел в результате к росту среднего значение индекса по 30 городам на 8% — до 649 пунктов. Напомним, что в сентябре индекс КсМ в крупных городах показал снижение на 1% по сравнению с августом.

Диаграмма 1. Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – октябрь 2012

Динамика индекса «Кофе с молоком». Январь 2010 – октябрь 2012

 

Данные: Ромир, Romir Scan Panel

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены