Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Индекс среднего чека

Romir523,97 рублей

Потратил в сентябре 2012 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин

 

 

Исследовательский холдинг Ромир представляет новый индекс «Средний чек». Как и уже ставшие традиционными Индекс потребительской активности (ИПА) и индекс Кофе с Молоком“   (КсМ), новый индекс рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 3200 домохозяйств в городах с населением от 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.

Итак, в сентябре текущего года показатель среднего чека среднестатистического горожанина составил 523,97 рублей, что на 1% больше, чем в августе текущего года, и на 8% больше, чем в сентябре 2011 года.

Как видно из диаграммы 1, за все время наблюдений (с января 2008 года) стоимость среднего чека в крупных городах Росси выросла вдвое. В первую очередь, это объясняется посткризисным подорожанием товаров повседневного спроса. Не стоит помимо этого забывать об инфляции, а также стремительном развитии современных форматов торговли, которые постепенно трансформируют привычные модели совершения покупок. Например, все больше потребителей предпочитают делать крупные покупки один раз в неделю в крупных магазинах формата гипермаркетов или супермаркетов, экономя, таким образом, время на ежедневных походах в магазин.

Абсолютный максимум стоимости среднего чека был достигнут в декабре 2011 года — в традиционный предновогодний период, во время подготовки к праздничному столу и затяжным праздникам. Далее следовали, наблюдаемые из года в год, падения и всплески в динамике показателя. Мартовский рост, летняя стагнация и возвращение к постновогоднему уровню в августе  — сентябре.

В Москве динамика индекса стоимости среднего чека, в целом, повторяет динамику по городам 500+, однако в абсолютных числах увеличение стоимости чека происходит несколько медленнее.

Диаграмма 1. Динамика индекса среднего чека. Крупные города России Москва. Январь 2008 – сентябрь 2012.

Данные: Ромир, Romir Scan Panel

 

Сравнение динамики индекса стоимости среднего чека по стратам (типам городов) показывает, что наиболее активный вклад в рост стоимости среднего чека вносят города с населением от 500 тысяч до 1 млн. человек. Жители городов-миллионников не так активно увеличивают стоимость покупки. И вполне возможно, это объясняется высокой конкуренцией среди ритейлеров в городах-миллионниках. А это, в свою очередь, приводит к снижению розничных цен и проведении регулярных промо-акций, что влечет за собой большую стабильность стоимости среднего чека.

Отметим, что основные колебания индекса в зимние и летние месяцы не зависит от размера страты, являясь следствием общих для всех жителей России стратегией — предпраздничных закупок, летнего сезона отпусков и отъездов на дачи.

Сравнение динамики стоимости среднего чека в разрезе каналов торговли (см. диаграмму 2) показывает, что наиболее ярко выраженный рост стоимости чека произошел в традиционном формате торговли, а именно в магазинах, осуществляющих торговлю через прилавок. Во многом это объясняется планомерным снижением доли традиционного формата в целом, поэтому для того, чтобы оставаться на «плаву», подобным магазинам приходится повышать цены, компенсируя тем самым существенно снизившийся поток покупателей.

Диаграмма 2. Динамика стоимости среднего чека в разрезе каналов. Январь 2008 – сентябрь 2012

Данные: Ромир, Romir Scan Panel

 

Современные форматы торговли – гипермаркеты и супермаркеты – развиваются динамично, завоевывая новые доли рынка и вместе с тем увеличивая размер стоимости среднего чека покупки. При этом показательные пики приходятся на декабрь, когда потребители запасаются продуктами перед длинными праздниками. Соответственно, и сезонные «провалы» четко корреспондируются с летними сезонами отпусков.

Для дискаунтеров ситуация несколько иная. За прошедшие четыре с лишним года амплитуда колебаний индекса в подобных магазинах изменялась не так резко. Наблюдаются те же традиционные сезонные всплески и спады, но они выражены не настолько явно, как, например, в гипермаркетах. Объяснить «подобную» стабильности индекса в дискаунтерах можно отсутствием у россиян привычки „экономить на праздниках“, а также не всегда демпинговыми ценами при сниженном уровне сервиса.

Сеть месяца.

По состоянию на сентябрь 2012 года лидером ритейл-рынка в российских городах, как по количеству покупателей, так и по занимаемой доле рынка в натуральном и денежном выражении, является самая широкая федеральная сеть «мягких дискаунтеров» Пятерочка. Каждая третья покупка, осуществляемая в сетевых магазинах, приходится на данную сеть. И даже не смотря на то, что средняя стоимость покупки в данной сети является далеко не самой высокой, это компенсируется частотой походов в данную сеть. Доля рынка „Пятерочки“ в денежном выражении составляет 30%.

 

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

 

Пресс-служба Ромир

Тел.: +7 (495) 988 6081

pressa@romir.ru

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены