Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Возможности реализации направлений перспективного развития химической промышленности в условиях изменяющейся внешней среды

Возможности реализации направлений перспективного развития химической промышленности в условиях изменяющейся внешней среды.

Тезисы доклада на VIII Международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсоэнергосбережения в промышленности ЛЭРЭП-8-14»

Савинков С.В., к.т.н., РХТУ им. Д.И.Менделеева

Стратегия развития химической промышленности РФ до 2030 года предусматривает следующие основные направления повышения конкурентоспособности российского химического комплекса в условиях глобализации: рациональное использование топливно-энергетических и сырьевых ресурсов; инновационного потенциала экономики страны; улучшение социально-экономической ситуации; обеспечение экономической безопасности России, и, наконец, рост национальной безопасности за счет устойчивого обеспечения химической продукцией с высокой добавленной стоимостью ряда ведущих отраслей российской экономики.

Стратегии 2030 должна устранить существующие недостатки, препятствующие росту экономических показателей практически всех отраслей химической промышленности России. В результате системного анализа все виды химической продукции объединены в четыре группы.

Первая группа — продукция, обладающая значительным потенциалом роста, с вероятностью получения наибольшего экономического эффекта при устранении разрывов в качестве условий для развития этих отраслей промышленности. К этой группе продукции относятся полиуретаны, композиционные пластики, изоцианаты, спецхимия гражданского назначения, полиакрилонитрильные волокна, индустриальные лакокрасочные материалы, полиэфирные волокна, полиэтилентерефталат, терефталевая кислота, декоративные лакокрасочные материалы, пигменты, каустическая сода и хлор, поливинилхлорид, нефтехимические смолы, поликарбонат.

Вторая группа — это продукция, обладающая значительным потенциалом роста и необходимыми условиями для развития этих производств. Выпуск этой продукции требует активной поддержки в части сохранения долгосрочной конкурентоспособности производителей. К этой группе продукции относятся полистирол, шины, резинотехнические изделия и каучуки, полиамид, азотные удобрения, фосфорные удобрения, смешанные удобрения, калийные удобрения, полиолефиновые волокна, нетканые материалы.

Третья группа — продукция, производство которой обладает необходимыми условиями для устойчивого развития, но не в полной мере реализованным потенциалом. Эта продукция нуждается в стимулировании спроса и продвижении на экспортных рынках. К этой группе продукции относятся: основные органические соединения, полипропилен, полиэтилен высокой плотности, полиэтилен низкой плотности, аммиак, метанол, основные неорганические соединения.

Четвертая группа — это продукция, самостоятельное развитие производств которой ограничено и существенная поддержка которых не принесет значительного вклада в экономику страны. Это прочие виды пластиков, не вошедших в предыдущие перечни, полиакрилат, акрилонитрилбутадиенстирол, кальцинированная сода, другие синтетические волокна.

Стратегия 2030 разрабатывалась в период установившегося после кризиса 2008 года состояния экономики России и стабильных политических отношений с зарубежными странами, а в инвестиционном  климате преобладали положительные тенденции. Так, еще в 2007 году были проведены исследования, позволившие сделать вывод о высоких показателях инвестиционной активности химической промышленности по сравнению с другими отраслями обрабатывающей промышленности России.

Современные острые политические события в Европе весной, летом и осенью 2014 года внесли свои коррективы в политическую обстановку вокруг России, а санкции, принятые ЕС и США, вынуждают российскую экономику срочно переориентироваться по ряду принципиальных направлений развития химической промышленности с учетом решения проблем импортозамещения и коммерциализации энергоресурсосберегающих технологий. Наиболее актуальным как для промышленности в целом, так и для химической промышленности в частности, сейчас является срочное решение задачи импортозамещения. В связи с этим неизбежны изменения в этапах реализации Стратегии 2030и пересмотр приоритетов выпуска определенных видов химической продукции при планировании государственной поддержки направлений отрасли.

В условиях возможного объективного снижения государственного финансирования предприятий химической промышленности необходимо максимально использовать собственные финансовые, организационно-управленческие инструменты и производственные ресурсы, а также расширять частно-государственное партнерство.

Только при оптимальном использовании всех видов интеллектуальных, организационно-управленческих, производственных и сырьевых ресурсов химической промышленности реализуется возможность перехода от стратегии выживания, что, к сожалению, характерно для значительного числа отечественных промышленных предприятий, к устойчивому развитию производства в долгосрочном периоде в условиях изменяющейся внешней среды.

Одним из важных механизмов  такого перехода является активное разностороннее инновационное поведение предприятий. Инновационное поведение предприятий включает в себя инновационную производственно-хозяйственную деятельность, создает и развивает инновационный потенциал предприятия и приводит к обновленной инновационной политике, в которой не формально реализуется миссия организации, представляющая собой цель высокого уровня обобщения, призванная объяснить социально-экономическое назначение и для потребителей, и для сотрудников всей цепи поставок предприятия.

Для организации инновационной деятельности необходим анализ ситуации на конкретном рынке потребителей и внутренних ресурсов, возможностей компании, выбор одной из четырех концепции развития рационального позиционирования продукции и наиболее эффективного способа ее реализации.

При выборе концепции реализации продукции на существующих рынках инновационная деятельность направляется на позиционирование для освоения нераскрытых ресурсов рынка.

При выборе концепции реализации освоенных продуктов на новых рынках инновационное поведение способствует поиску новых сфер применения или возможностей использования продукта.  Если выявляется возможность продвижения на освоенные рынки нового продукта, то инновационное поведение предприятия нацеливается на создание новой конкурентоспособной модификации продукта. И, наконец, разработка и внедрение нового продукта, диверсификация видов деятельности, что с одной стороны наиболее перспективно, с другой, наиболее затратно, это четвертое концептуальное направление.

Таким образом, несмотря на ухудшение экономического положения и современные трудности в деятельности предприятий химической промышленности России, объективно обусловленные жесткими политическими факторами, существует ряд реальных возможностей перехода к устойчивому развитию химических производств и их кооперации с потребителями химической продукции.

Во-первых, разработанная Стратегия развития химической промышленности РФ до 2030 года принята на государственном уровне и тактические шаги по ее реализации с теми или иными вариантами корректировки, должны выполняться обязательно в связи с реализацией государственной экономической политики.

Во-вторых, возможности развития предприятий в непростой обстановке финансовых ограничений кроются в оптимальном использовании внутренних ресурсов самих химических предприятий и состоят в переходе от общепринятой производственно-хозяйственной деятельности к инновационному поведению, обеспечивающего применение инновационных способов вывода на рынки высококачественной химической продукции.

И в-третьих, возможности устойчивого развития предприятий химической отрасли связаны с выгодами, в том числе, от широкого использования методов логистики ресурсосбережения и информационных систем логистического управления цепями поставок предприятий; применения взаимовыгодной стратегии долевого разделения прибыли между всеми производителями, поставщиками и потребителями химической продукции.

Список литературы

1.         Материалы для доклада в РСПП «Стратегия развития химической промышленности РФ до 2030 года»  от 20 февраля 2014 года опубликовано в сети Интернет http://www.nsopb.ru/fck_editor_files/files/e18d510825ed40060d859617c41b0bf6.pdf

2.         Мешалкин В.П., Пуйджанер Л. Логистическое управление химическими предприятиями, Логистика, 2002, С.39-45

3.         Мешалкин В.П. Принципы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций на объектах химической промышленности // Химическая гидродинамика и теоретические основы нелинейных химико-технологических процессов /под ред. А.М. Кутепова. — М. : МГУИЭ. —1998. — С. 72–91.

4.         Мешалкин В.П. Логистика как важный фактор обеспечения устойчивого развития. Проблемы управления стратегическим развитием, инновациями, качеством и охраной окружающей среды. Передовые концепции логистики и маркетинга: Материалы методической и научно-практической конференции « Экономические и управленческие технологии XXI века: теория и практика, подготовка специалистов»/ СПбГТУРП. СПб., 2003. Выпуск 1. 119с.

5.         Мешалкин В.П., Товажнянский Л.Л., Капустенко П.А. Основы теории ресурсосберегающих интегрированных химико-техно логических систем. — Харьков : НТУ(ХПИ), 2006. — 412 с., ил.

6.         Мешалкин В.П. Логистика ресурсоэнергосбережения – важнейший организационно-управленческий фактор повышения конкурентоспособности нефтегазохимического комплекса. III Международный промышленно-экономический форум «Стратегияобъединения: Решение актуальных проблем нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном этапе», Москва, 14-15 октября 2010 г.,  60 с.

7          Иванов Л.А. Книга директора по маркетингу. — Спб.: Питер, 2006. — 208 с.: ил.

8.         Кафаров В.В., Мешалкин В.П., Грун Г., Нойманн В. Методы обеспечения и оптимизации надежности химических и нефтехимических производств. – М.: Химия, 1987. – 270с.

9.         Козловский В.А. Производственный менеджмент. — М.:ИНФРА-М,2003.-574с.

10.       Мешалкин В.П., Дови’ В, Марсанич А. Стратегия управления цепями поставок химической продукции и устойчивое развитие. - М.: РХТУ, 2003. – 542 с., ил.

11.       Мешалкин В.П. Промышленная логистика и устойчивое развитие. Сб. «Научный Альманах Высоких Гуманитарных Технологий (НАВИГУТ). – Приложение к журналу «Безопасность Евразии», Тематический выпуск «Геоэкономическое мышление, сетевые технологии и реальность», -М: № 4. - № (14), 2003. - с.-31-64.

12.       Мешалкин В.П. Современные концепции физикохимии и логистики ресурсосберегающих химических технологий. Мат-лы XVIII Менделеевского съезда по общей и прикладной химии, секция 3 «Актуальные вопросы хим. производства, оценка технических рисков», подсекц.  «Физико-химические основы рационального использования природных и техногенных ресурсов», М.: Граница, 23-28 сентября, Т.3, 2007г.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены