Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Теоретические аспекты снижения информационных издержек современных предприятий

Google
Статья опубликована в сборнике^ Научные изыскания: сборник научных статей. Вып. IX. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2014. C. 77-85

Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам снижения информационных издержек современных предприятий. Рассматривается классификация информационных издержек, вопросы их измерения, а также факторы, влияющие на размер и структуру информационных издержек.

Для снижения уровня неопределенности менеджменту предприятий сегодня требуется достоверная и представляющая ценность текущая и стратегическая информация об изменении внешнего окружения фирмы, об имеющихся у нее возможностях и существующих угрозах.
При этом сбор информации сопряжен с затратами на приобретение доступа к онлайн-ресурсам и базам данных, на приобретение маркетинговых отчетов, на программное обеспечение по сбору информации, на оплату труда консультантов, стимулирование и вознаграждение информаторов, экспертов, участников фокус- групп, затрат на мониторинг и т.п. Хранение, обработка и распространение информации также влекут за собой издержки, которые могут составлять существенную долю в расходах фирмы. Снижение данных издержек (далее – информационных издержек) без существенного ухудшения качества информации об окружении предприятия является важной практической задачей.

Нами предлагается следующая классификация информационных издержек. (см. рис. 1):
izderzhki Петряшов Д. В. Теоретические аспекты снижения информационных издержек современных предприятий
Рисунок 1. Классификация информационных издержек
Все информационные издержки в зависимости от того, для удовлетворения каких интересов они производятся, можно разделить на институциональные и экономические. В том случае, если издержки возникают из-за необходимости удовлетворения институциональных интересов, собранная информация или документы, созданные на ее основе, как правило, используются многократно, в том числе и для удовлетворения разовых экономических интересов. Информация, полученная для удовлетворения однотипных экономических интересов, в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные может впоследствии использоваться и для удовлетворения институциональных интересов. Например, коммерческие предложении конкурентов, собираемые для выставления более привлекательных условий клиенту по определенной сделке (экономический интерес), по мере накопления могут послужить источниками информации для разработки или корректировки собственной ценовой политики (институциональный интерес). Это позволяет существенно сокращать институциональные информационные издержки.
Все информационные издержки в зависимость от используемых благ, можно разделить на издержки приобретения доступа к информации, издержки на программное обеспечение по работе с информацией, а также издержки на использование человеческих ресурсов. Издержки на приобретение доступа к информации могут как документироваться, так и нет. Обычно по финансовым документам можно отследить затраты на подписку на газеты и журналы, на приобретение готовых маркетинговых исследований, на проведение исследований сторонней компанией и т.п. В некоторых случаях издержки приобретения доступа к информации оценить сложно или невозможно, например, когда он предоставляется в обмен на какие-то иные услуги, в том числе как оказанные ранее, так и те, которые могут быть оказаны в будущем. Особенностью издержек на приобретение программного обеспечения является то, что их размер можно точно определить по финансовым документам. Программное обеспечение по работе с информацией может приобретаться на самых разных условиях, предусмотренных лицензией на него. Издержки использования человеческих ресурсов включают в себя, в частности, затраты на оплату труда сотрудников, осуществляющих работу с информацией, затраты на повышение их квалификации в области обработки информации, вознаграждение сторонним лицам за предоставление нужных сведений. Данная группа информационных издержек также может как документироваться, так и нет. Сведения о размере затрат можно получить из зарплатных ведомостей, расписок, корешков расходных ордеров и аналогичных документов.
Все информационные издержки можно разделить также на издержки сбора, хранения, обработки и распространения информации. Издержки сбора информации включают в себя затраты на приобретение доступа к данным, затраты на подписку на онлайн- и традиционные СМИ, на программное обеспечение, на оплату труда консультантов, на организацию и проведение исследований, на оплату труда респондентов, издержки поиска информации на корпоративных носителях и другие. Издержки хранения информации складываются из затрат на программное обеспечение для хранения информации, на носители информации, на IT- специалистов, на восстановление утерянных данных и на восстановление пропущенных при вводе данных. Информационные издержки обработки включают в себя издержки расшифровки данных; анализа источников; выделения сведений и превращения их в информацию; изложения информации в формате, согласованном с заказчиком. Издержки распространения информации возникают при выборе потребителя информации, выборе канала распространения, распространении информации и контроле эффективности ее распространения. Издержки выбора потребителя информации отсутствуют, когда потребитель информации является ее заказчиком, в остальных случаях они могут быть весьма значительными.
Наконец, все информационные издержки можно разделить на измеримые и неизмеримые. К числу неизмеримых издержек можно отнести, например, издержки на стояние в очередях и заполнение отчетных форм (1).
Вопросам измерения информационных издержек посвящены работы Д. Норта, Н.Ш. Шакирова, Ю. Валевич, Г.И. Хотинской (2), В.Ф. Стукача и Е.А. Асташовой, С.В. Булгаковой, В.В. Радаева, А.С. Тараканова, О.В. Долматовой и В.Э. Шамовского, В.С. Антонюк и Е.Г. Садаковой, А.Ф. Шишкина, Н.В. Шишкиной и Е.Ю. Осотовой. Лауреат Нобелевской премии Д. Норт отметил сложность или невозможность измерения трансакционных издержек: многие издержки с трудом поддаются измерению, в частности, стояние в очередях, ожидание, нормирование потребления, дача взяток (3). О.А. Тисенкова отмечает, что многие издержки связаны с неформальным обменом услугами; трансакционные издержки часто невозможно отделить от «производственных» издержек; трансакционные издержки включают в себя разнородные элементы, и их суммирование порождает дополнительные проблемы (4). Как отмечает В.В. Радаев, масштаб издержек вариативен в зависимости от сферы деятельности и стратегии предприятия (5). На трансакционные издержки также влияет учетная политика фирмы, непрозрачность структуры собственности и деятельности многих российских компаний, их скрытая подконтрольность олигархическим или теневым структурам. (6) Кроме того, отсутствует прямая связь между затратами на внедрение информационных технологий и прибылью (7). В статьях Е.А. Асташовой, И.Г. Панженской, В.А. Кныш, предлагаются методики учета и измерения трансакционных издержек: разделение издержек на трудовые, материальные и финансовые (8); выделение в плане счетов нового счета и аккумулирование на нем всех трансакционных издержек (9); использование моделей оценки маркетингового воздействия на изменение спроса (10).
На размер информационных издержек конкретного предприятия влияет ряд факторов: установленные собственниками предприятия цели, потребности работников и способы их реализации в виде информационных интересов, наличие выделенных структур по работе с данными, требования к качеству информации, привлекаемые человеческие ресурсы, используемые информационные блага, способы оплаты услуг по предоставлению информации и ее обработке, структура сетей, которые предприятие формирует или участвует в них, специфика рынка и специфика государственно- правового регулирования. Рассмотрим эти факторы подробнее. Собственники предприятия в том или ином виде формулируют свое видение целей, которое предприятие должно достигнуть в определенный период. В тех случаях, когда количество собственников превышает одного, они чаще всего обладают разным видением этих целей. Это объясняется тем, что они имеют разные потребности и реализуют их разными способами. В результате возникает конфликт интересов, который может решаться либо путем переговоров, либо волевым решением того из собственников, который обладает большей долей в уставном (складочном) капитале компании. Цели, устанавливаемые собственниками, могут с течением времени меняться: например, в один период главной целью будет являться увеличение доли рынка, в другой – снижение издержек, ну а в третий такой целью может быть достижение определенного размера выручки. В результате размер информационных издержек может быть разным в каждый из этих периодов. Подробно данный вопрос изучен в работе П. Милгрома и Дж. Робертса (11).
На размер издержек на работу с информацией влияют также особенности организации информационно- аналитической работы на предприятии. Мероприятия по сбору, анализу и распределению внутренней и внешней маркетинговой информации могут осуществлять либо специально выделенные структуры (информационные отделы, отделы маркетинга, департаменты конкурентной разведки и т.п.), либо отдельные специалисты, причем как выполняющие только этот функционал, так и другие должностные обязанности (12). Кроме того, эта работа частично может быть отдана на аутсорсинг.
В структуре информационных издержек велика роль субъективного фактора, причем как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Заказчик для удовлетворения своих потребностей использует различные интересы, в том числе и те, для которых необходима информация. В зависимости от уровня знаний, интеллекта и амбиций заказчиков они могут запрашивать разный объем информации и предъявлять разные требования к его качеству. Несмотря на то, что ряд операций по работе с информацией можно автоматизировать, на этапе анализа основную роль играет аналитик. В зависимости от знаний, умений, навыков и интеллектуальных способностей данных сотрудников одна и та же работа может быть исполнена в разные сроки, с разным качеством и разными затратами.
На размер информационных издержек оказывают слияние требования к качеству информации, которая предоставляется потребителям. Теоретически информация должна быть релевантной, полной, актуальной, достоверной, но на практике требования к точности и полноте информации существенно варьируются от компании к компании. Интересы заказчиков могут быть как институциональными, так и экономическими, и правильное их выявление может существенно сказываться на размере информационных издержек. Используемые информационные блага в виде программных и онлайн- ресурсов оказывают существенное влияние на размер информационных издержек. Широко практикуется приобретение маркетинговых исследований, доступ к платным базам данных и СМИ, оплата аналитического программного обеспечения, СУБД и других ресурсов по работе с информацией. Как правило, суммы оплат таких ресурсов хорошо прослеживаются при анализе финансовых документов. Способы оплаты услуг по предоставлению информации и ее обработке также сказываются на размерах информационных издержек. Во- первых, данные услуги могут оплачиваться официально: заключается договор, в рамках которого происходит оплата услуг. Учет подобных издержек относительно несложен. Во- вторых, эти услуги могут оплачиваться без специального оформления, причем не исключаются и заведомо криминальные варианты (коммерческий подкуп, дача взятки и т.п.). В некоторых случаях эти затраты могу списываться на представительские расходы, и тогда какой-то учет возможен, но чаще всего данная информация исследователю недоступна. В-третьих, подобные услуги могут оказываться без оплаты, но в рамках неформального обмена услугами. Учет издержек в этом случае не представляется возможным. На размер информационных издержек влияет также специфика рынка. Информационные издержки в условиях монополии или олигополии часто бывают ниже, чем при абсолютной конкуренции.
Структура сетей, организатором или участником которых является предприятие и существующие в них формальные правила и неформальные договоренности также влияют на размер информационных издержек. В разных странах порядок доступа к информации может быть различным: это и законы о государственной и коммерческой тайне, и правила раскрытия информации эмитентами, и предоставление информации самим государством, и регулирование доступа к онлайн- ресурсам. Любое предприятие в той или иной степени является участником информационных сетей, одной из особенностей которых является часто встречающаяся безвозмездность передачи информации. В том случае, если ответственные сотрудники предприятия участвуют в информационном обмене, они могут существенно снизить издержки на сбор и распространение информации. Наконец, в зависимости от условий заключенных контрактов с поставщиками или покупателями сторонам может вменяться в обязанность предоставлять тот или иной объем информации своим контрагентам, и в ряде случаев это существенно снижает их издержки на проведение самостоятельных исследований. Оценка размера информационных издержек в сетях может быть проведена по альтернативному принципу: какие затраты предприятию пришлось бы понести, если бы данное исследование проводить самостоятельно или покупать его результаты у сторонней компании.
Знание факторов, влияющих на размер и структуру информационных издержек конкретного предприятия, позволяет менеджменту оптимизировать эти издержки.

1. Радаев В. В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999, №6, с. 6.
2. Хотинская Г. И. Концептуальные основы управления затратами // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, №4.
3. Норт Д. К. Институты и экономический рост: историческое введение // Thesis, 1993, вып.2, с.78
4. Тисенкова О. А. Исследование трансакционных издержек мезопроизводственных систем // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института, 2008, №3, с.24
5. Радаев В. В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. 1999, №6, с. 5-19
6. Антонюк В. С., Садакова Е. Г. Трансакционные издержки субъектов инвестиционной деятельности и их регулирование. [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/8/2004_01/001.pdf. Дата обращения 15.05.2013
7. Тараканов А. С. Оценка эффективности информационных систем управления // Экономика России в XXI веке. Сборник научных трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы модернизации экономики России». Томск, 2011, с. 188-191
8. Асташова Е. А. Проблемы измерения и управления трансакционными издержками в АПК // Омский научный вестник.- 2006. — №5. — С. 181-185.
9. Панженская И. Г. Методика учета трансакционных издержек [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.4/371/panzhenskaya2006_4.pdf. Дата обращения 15.05.2013
10.Кныш В. А. Маркетинг в теории потребительского спроса // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — №6.- с. 3-15
11. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. Т. 1. М., 2004. С. 74–85.
12. Петряшов Д. В. Повышение эффективности маркетинговых подразделений предприятий на рынке B2B // Генеральный директор. М.: Имидж Медиа, 2010. — С. 134-146.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены