Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Профессия маркетолог

Автор: Д.А. Шевченко
Начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности РГГУ.
заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ

Основной вопрос — может ли человек без специального образования работать маркетологом? Если да, что для этого нужно?

Более 5 лет назад встретившись на конференции по маркетингу три человека — не имеющие специального образования в области маркетинга, решили создать Гильдию маркетологов как некоммерческую организацию, ставящей своей целью создать возможность обмениваться информацией и взглядами на маркетинг среди физических лиц. Эти «отцы» Гильдии, к которым принадлежу и я, даже представить себе не могли, что она превратиться в солидную разветвленную международную организацию. Она насчитыает более 200 членов, которые живут в самых разных точках планеты от Москвы, Сибири, Украины, Белоруссии до Запада и США. Среди почетных членов Гильдии Ж-Ж Ламбен, Джек Траут и др.

Только 5 молодых членов Гильдии специалисты, руководители отделов с образованием по маркетингу.

Почему так? Маркетинг пожаловал в качестве профессиональное образование только в 1995 г. В этом году появился первый образовательный стандарт по маркетингу. А это просто значит, что только с 2000 года, т.е. в 21 веке мы получаем профи по маркетингу. Сразу скажу, что ни один, получивший образование в сфере маркетинга не менял, а только совершенствовал свою профессию в МВА и пр.Что это за магнит — маркетинг? Среди преподавателей нашей кафедры маркетинга и рекламы экономисты, социологи, биологи, химики, журналисты, математики и физики.

Маркетинг междисциплинарное направление. Он находится как бы между экономикой, социологией, психологией.

Ну, скажите сами: кто из предпринимателей, руководителей бизнеса не экономист, не социолог и не психолог?

Как и любая профессия, которой можно научить маркетинг имеет свои технологии и инструменты.

Среди них назову главные. Умение собирать, обрабатывать и анализировать информацию. Как это делать, хорошо знают социологи. сбор информации о рынке в Интернете, опросы покупателей, наблюдение, проведение фокус-групп, тестирование рекламы и др. Анализ конкурентов. Есть специальные технологии рыночного анализа, которыми отлично владеют экономисты.Сегментирование и позиционирование рынка в маркетинге требуют хорошей подготовки в области психологии. Это функциональный подход к пониманию маркетинга и способности работать маркетологом.

Есть другой. Чтобы работать маркетологом надо владеть особенным мышлением. Часто это называют философией бизнеса. Организация, предприятие, компания, фирма, рассматривающая свою главную задачу в удовлетворении потребностей потребителей и клиентов, исповедует маркетинговый стиль своего бизнеса. Для того, чтобы мыслить как маркетолог, надо понимать, что необходимо не только продать, рекламировать хорошо свои товары и услуги, а главное, сделать так, чтобы они сами себя продавали. Т.е. были необходимы, полезны людям и организациям сегодня и завтра.

В стране где рынок только развивается. Конкуренция приобретает цивилизованные формы. Покупатели находят возможность знать где и за сколько приобрести себе те или иные по качеству товары и услуги. В этой стране естественно появляются люди с разным образованием, но имеющие и понимающие как использовать для этого новые рыночные условия производства и потребления.

Шевченко Дмтирий