Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Кинопрокат кризиса не почувствовал

Кинопрокат кризиса не почувствовал

 

ИГОРЬ Березин

Президент Гильдии Маркетологов

Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir

 

 

В 1-м квартале 2014-го года посещаемость кинотеатров и сборы от кинопоказа выросли до рекордных значений за последние 5 лет.

 

 

Судя по данным, которые регулярно публикует «Бюллетень кинопрокатчика» (http://www.kinometro.ru/box) первый квартал 2014-го года стал лучшим кварталом как минимум за последние шесть лет. Скорее всего — он стал лучшим за весь постсоветский период. Просто статистика до 2008-го года, мягко говоря, не очень доступна.

Посещаемость кинотеатров выросла на 18% по сравнению с 1-м кварталом прошлого года. И на 60% (т.е. – более чем в 1,5 раза) по сравнению с 1-м кварталом 2009-го года.

Кассовые сборы (в долларах США) выросли на 10% по сравнению с 1-м кварталом 2013-го года. И это несмотря на снижение среднего квартального курса рубля по отношению к доллару на 15% за год (30 и 34,5 рублей за один доллар, соответственно). Это означает, что рублевая выручка кинотеатров от продажи билетов выросла более чем на 25% по сравнению с 1-м кварталом прошлого года. По сравнению же с 1-м кварталом 2009-го года долларовая выручка от кассовых сборов выросла в 1-м квартале 2014-го года в 2,3 раза (на 130%).

Средняя цена билета за год увеличилась в рублях на 8%, до примерно 260 рублей за один билет. В долларах – снизилась на 6% — до 7,5 долларов за один билет. За пять лет и долларовые и рублевые цены на билеты выросли примерно на 40%. Что примерно соответствует темпу роста потребительских цен за эту пятилетку. По крайней мере в оценке Росстата. Независимые эксперты дают более высокие оценки общей потребительской инфляции – 45 – 50% за пять лет. Но, принципиальным образом это дело не меняет. А одинаковый темп роста рублевых и долларовых цен объясняется примерным равенством средних квартальных показателей курса рубля к доллару в первых кварталах 2009-го и 2014-го гг.

 

Таким образом, поведение российских потребителей на рынке кино-развлечений никак не вписывается в представление о том, как должны вести себя потребители в условиях кризиса. Знатоки истории экономики могут вспомнить, что и во времена Великой Депрессии в США в 30-е гг. ХХ-го века наблюдался высокий спрос и высокая посещаемость кинотеатров. Но, во времена Великой Депрессии не было телевидения и интернета. А кино действительно было самым дешевым из доступных среднему и рабочему классам развлечений. Цена билета составляла менее четверти процента (0,25%) средней заработной платы рабочего. Много (в разы!) дешевле цены бутылки крепкого алкоголя. Сегодня цену билета в кино в России низкой никак не назовешь. Она составляет примерно 1% от средней заработной платы в промышленности. А в советские времена составляла 0,33%. И вполне сопоставима с ценой бутылки не самой дешевой водки.

Так что посещение кинотеатра сегодня скорее относится к разряду «приятных излишеств» от которых при необходимости можно и отказаться, заменив, к примеру, просмотром того же фильма на лицензионном диске (на семью из трех человек выйдет в три раза дешевле, даже без учета попкорна и колы) или в онлайн-кинотеатре. Что даже с учетом платы за доступ к легальному контенту обернется для семьи десятикратной экономией.

 

Не получится объяснить хорошие показатели кинопроката 1-го квартала 2014-го года и какими-то особенно выдающимися художественными качествами фильмов, вышедших в начале года. Большинство фильмов в списке блокбастеров 1-го квартала это сиквеллы, триквеллы и прочие «следующие эпизоды».

Возглавил рейтинг кассовых сборов 1-го квартала вышедший в прокат еще перед Новым годом очередной «Хоббит», собравший в результате 45 млн. дол. с 4,2 млн. зрителей. Ровно столько же, сколько и предыдущий „Хоббит“ в прошлом году. Почти 40 млн. собрали третьи „Елки“, которые посмотрели более 5 млн. человек, значительно превысив показатели „второй серии“.

Приятными исключениями из общей «сериальной» тенденции стал наш „Вий“ (сборы – 35 млн. дол. при 4,5 млн. зрителей) и не наши „47 ронинов“ неожиданно собравшие более 26 млн. дол. США (3 млн. зрителей). Неожиданно, похоже, даже для самих прокатчиков, которые выпустили фильм всего лишь на 890 экранов (фильмы на которые возлагаются большие надежды выходят на 1400 – 2000 экранов) и через три недели фактически свернувшие широкий прокат.

Второй «Рио», вышедший уже к концу квартала, но зато на 2500 экранах, за неполные две недели проката успел собрать более 20 млн. дол. (3,5 млн. зрителей) и занять пятое место. Опередив второго „Ивана царевича…“. Который как раз вышел на 1800 копиях и активно прокатывался пять недель. В итоге „Иван…“ собрал в 1,5 меньше денег чем „3 богатыря“ в прошлом году. Продолжение эпопеи с тремя сотнями спартанцев 1500 копиями заработало почти 18 млн. дол. (более 2-х млн. зрителей). Предсказуемо хорошо „прокаталась“ третья „Любовь в большом городе“ — 16 млн. дол. кассовых сборов и два миллиона зрителей.

Замкнули десятку блокбастеров 1-го квартала «Волк с Уолл-стрит», собравший 1150 копиями 1,8 млн. зрителей и почти 14 млн. дол. Но, все же уступивший по сборам прошлогоднему „Великому Гэтсби“, все с тем же Лео ди Каприо. И „Жажда скорости“, которая с 1050 копиями немного опередила „Волка…“ по зрителям (1,9 млн.), но немного же уступила в деньгах (13,5 млн.)

Еще три фильма собрали больше 11 млн. дол. в прокате и по 1,5 млн. зрителей, но в десятку самых кассовых не вошли. Это: «Невероятная жизнь Уолтера Митти», „Помпеи“ и „Я – Франкенштейн“. Впрочем, от последнего прокатчики явно ждали куда более выдающегося результата, выпустив его на 1850 экранах и обеспечив мощной рекламной поддержкой.

 

Конечно, не обошлось без провалов, как абсолютных, так и относительных. Самый обидный (для нас) из которых – это, наверное, «Дубровский», выпущенный сразу на 940 экранов и за три недели собравший менее четверти миллиона зрителей и менее двух млн. дол. Аналогичные или близкие показатели у „Академии вампиров“, „Воровки книг“, „Пришествие дьявола“, „Охотники за сокровищами“ и еще у нескольких лент.

 

Относительные, но все же неудачи постигли «Геракла» и „Тарзана“. Хоть эти фильмы и собрали по 5 – 6 млн. Дол. Но от 3Дэ фильмов, выпущенных на 1000 экранов каждый явно можно было ожидать куда лучшего результата. То же самое касается фильма „Джек Райан…“. Пол миллиона зрителей и 3,5 млн. дол. для ленты вышедшей на 1050 экранов и имевшей хорошую рекламную поддержку – это в общем то – провал. Ту да же можно отнести „Забойный реванш“: 860 копий, менее 0,4 млн. зрителей, мене 3 млн. дол. кассовых сборов. В общем – реванш не получился забойным J.

 

Трудно сказать к какой группе можно отнести «Приключения мистера Пибоди…».

С одной стороны он все же собрал чуть более 10 млн. дол. И посмотрели его 1,75 млн. человек. Но, с другой стороны он стартовал на 2000 экранах и активно прокатывался 6 недель. При таких характеристиках кассовый результат должен был быть как минимум в 1,5 – 2 раза выше. Такую же кассу «взял» очередной „Робокоп“, которому на старте выделили только 1150 экранов.

 

Добрый десяток фильмов продемонстрировал вполне приличные результаты в прокате. На уровне 5 – 7 млн. дол. кассовых сборов. В этой группе: российские комедии «Легок на помине» и „В спорте только девушки“, мультик „Белка и Стрелка в космосе“, зарубежные „Чемпионы“, „Феи, загадка пиратского острова“, „Паранормальные явления…“.

 

В общем и целом ничего особо выдающего в 1-м квартале 2014-го года в российском кинопрокате не произошло. Просто зрители (потребители) решили, что не будут экономить на этом виде повседневных развлечений. И суммарный финансовый результат по сборам оказался весьма выдающимся. Интересно, сумеют ли прокатчики удержать хорошие показатели во втором и третьем кварталах, которые обычно заметно уступают по сборам первому и четвертому кварталам?

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены