Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Как выбрать образовательную программу по маркетингу?

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43

Сразу оговорюсь, что ниже пойдет речь о выборе образовательной программы для тех, у кого уже есть высшее образование, гуманитарное или техническое. То есть, — о дополнительном профессиональном образовании. Выбор первого высшего образования, на мой взгляд, необходимо осуществлять исходя всего из двух соображений: брэнда и специализации вуза и собственных возможностей: интеллектуальных и финансовых.

Прежде всего Вам необходимо определиться с иерархией целей, которые Вы будете преследовать в ходе получения дополнительного образования. На мой вкус они могут быть примерно таковы:

(Порядковый номер соответствует важности, в моем понимании, но у Вас он может быть иной).

  1. Заставить себя выделить время на собственное обучение, т.е. на приведение разрозненных, хотя и весьма объемных имеющихся у Вас данных в порядок, и их усвоение. Соответственно, и продолжительность программы должна соответствовать тому объему времени, который Вы реально можете выделить без фатальных последствий для работы и личной жизни. Если реально Вы можете выделить не более 10-12 дней (40-80 часов) в семестр ориентируйтесь на 1-2-дневные семинары и краткосрочные курсы. Возможно, этого Вам будет вполне достаточно. Если Вы готовы пожертвовать двумя будними вечерами и одной субботой в неделю в течении 6-9 месяцев — присмотритесь к программам профессиональной переподготовки (500 часов). Если в таком режиме Вы можете прожить 1.5-2 года — выбирайте программу МВА или программу второго высшего образования. И помните, что до половины всей совокупной пользы, которую в принципе можно получить от образования, образуется благодаря Вашим собственным усилиям по обучению. Аудиторные занятия и «домашние» задания призваны лишь помочь Вам заставить себя учиться.
  2. Второй плюс, который можно получить от образовательной программы состоит в возможности общения с профессионалами: преподавателями, консультантами, исследователями. От четверти до трети совокупной пользы от образования приходится на долю идей, знаний, умений и навыков переданных и привитых преподавательским составом. Это люди, в задачу которых входит передать Вам в концентрированном виде знания и опыт, полученный ими в течении нескольких лет работы на рынке. В принципе, этих людей можно пригласить и индивидуально, но обойдется это значительно дороже. К тому же будет потерян эффект комплексности, синергии. Настойчиво интересуйтесь в компаниях, организующих учебные программы, составом преподавателей. Безжалостно отсекайте общие фразы типа: «ведущие специалисты МГУ, ГУУ, МГИМО, АНХ, РЭА, и т.п., доктора, профессора, академики…». Кто именно? Имена, фамилии, адреса, явки. Чем эти люди знамениты? Где можно почитать их статьи или книги? Кого консультируют „ведущие консультанты“? Что исследовали „ведущие исследователи“? Кто учился у „ведущих преподавателей“?
  3. 15-25% совокупной пользы от образования приходится на долю «коллективного разума» группы, в которой Вы будете учиться. Согласитесь — не все равно, кто будет сидеть за соседней партой: предприниматель, уже вчера начавший формировать команду своего нового бизнеса, директор по маркетингу известной компании, или — безработный из бывших государственных служащих, скучающая домохозяйка или „личная секретарша“ директора овощной базы. Если Вам больше 25 лет (и уж тем более, если Вам больше 30) то у Вас практически нет других возможностей для расширения круга знакомых, близких Вам по социальному статусу кроме участия в образовательных программах. Поэтому, абсолютно не лишним будет поинтересоваться у организаторов образовательной программы — кто учился на прошлом потоке? Кто будет учиться в этом году? Где работают выпускники? Есть ли клуб или иное объединение выпускников? Как можно связаться со слушателями прошлых лет? Кстати, действительно, не поленитесь с ними связаться. Они могут рассказать Вам много полезного.
  4. Программа. Это не самый принципиальный вопрос — программы МВА, второго высшего, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, различных вузов похожи друг на друга, если не как близнецы, то — как родные братья. И все же. Надо выяснить на чем делается упор, или говоря профессиональным языком — в чем уникальное торговое предложение (УТП) предлагаемой Вам программы. К сожалению, в большинстве случаев честный ответ будет — «А ни в чем». Достаточно часто упор делается на углубленном изучении иностранного языка. Это хорошо для тех, кто твердо намерен в будущем работать в англо- (франко-, испано-, германо — и т.п.) язычных компаниях в России, или — за рубежом. Иногда, впрочем, очень редко, УТП образовательной программы состоит в углублении в математические дисциплины и программное обеспечение. Это хорошее УТП для кротко-срочных курсов. Но, освоение SPSS или Data Friend, на мой взгляд — это слабое УТП для МВА программы или программы второго высшего по маркетингу. И совсем редко упор делается на гуманитарном блоке дисциплин, на мой взгляд, являющемся ключевым (базовым) для специалистов по маркетингу, где бы они в дальнейшем ни работали. Что касается кейсов, деловых и организационно-деятельностных игр, практических занятий, моделирования и т.п. то очень многие декларируют это в качестве элемента образовательной программы, но реализовать на практике, в силу исключительно высокой стоимости, при грамотной организации, могут очень не многие вузы.
  5. Диплом. Спору нет, диплом МБА или второго высшего образования полученного в МГУ им. Ломоносова, РГГУ, РАГС, АНХ, РЭА и еще трех-четырех ведущих вузах, добавит Вам профессионального статуса, который рано или поздно, с 80-90% вероятностью будет трансформирован в деньги.

И, конечно, — ДЕНЬГИ. Прежде всего, Вы должны решить какую сумму Вы можете инвестировать в собственный «человеческий капитал». Именно как к долгосрочным, рискованным, и потенциально — очень высокодоходным инвестициям Вы должны относиться к расходам, связанным с получением дополнительного образования.

Рассмотрим пример. Вы выбрали программу профессиональной переподготовки продолжительностью 500 часов, девять месяцев. Она обошлась Вам в 2500 долларов прямых расходов и 1500 косвенных, куда можно включить приобретение рекомендованной литературы, дополнительные транспортные расходы, недополученные премиии и упущенные «левые» доходы, расходы, связанные с написанием курсовых и дипломной работы, и Банкет. Итого — $4000. Через пол года, после того как Вы получили Диплом в Вашей компании открылась вакансия более высокого уровня, которую при прочих равных, заняли именно Вы, и именно благодаря вовремя повышенному уровню образования. Теперь Вы будете получать на 250 долларов (всего-то) больше, чем раньше. Ваш дополнительный доход составит 3000 долларов в год. Года три-четыре, Вы проработаете, используя полученный багаж знаний, после чего уровень образования придется повышать снова. Дополнительный доход за этот период составит 9-12 тысяч долларов. Вы получите доход на вложенный капитал в размере 125-200%, правда за 5 лет (почти год Вы учились, пол года ждали повышения по службе). Но, и с этой оговоркой, Ваш доход на вложенный капитал составил 20-25% годовых. Кстати, Вы можете совершенно спокойно положить свои 3000 долларов в банк и получать 6-7% годовых.

Думайте: каковы Ваши шансы на увеличение дохода (заработной платы) в течении ближайших двух-трех лет? В какой степени этому может поспособствовать повышение уровня профессионального образования? Какого уровня, статуса Диплома (Свидетельства) будет достаточно для этого? В течении какого срока окупятся совокупные затраты на дополнительное образование?

Кстати, — очень хороший ход, с Вашей стороны, состоит в том, чтобы получить от своей компании кредит на оплату повышения Вашего образования. Даже — под небольшие проценты, но с рассрочкой погашения на 3-4 года. Во-первых, — это гарантия того, что Вас в течении этого времени не уволят по глупому капризу. Во-вторых, вложив деньги в Ваше образование, пускай даже и с возвратом, Вас станут больше ценить, как «дорогого специалиста». В-третьих, Ваши шансы на повышение по службе возрастут. Раз вложены деньги в повышение профессионализма, то и задачи надо ставить более высокого профессионального уровня.

Будьте предельно внимательны. Час работы хорошего преподавателя по маркетингу сегодня стоит на рынке (в Москве) от 15 до 50 долларов. Если Вам обещают программу в 500 часов, то фонд заработной платы преподавательского состава составит 10-15 тысяч долларов. Экономика образовательного процесса такова, что ФЗП преподавательского состава не может быть выше 25% от совокупных расходов. То есть программа в 500 часов на одну группу стоит (по издержкам) 40-60 тысяч долларов. Если в группе 20-25 человек, то стоимость обучения не должна сильно отличаться от 2-2.5 тысяч долларов. Если такую программу Вам предлагают за $1000, то впору задуматься — на чем будет осуществлена экономия? В группе будет 50 человек? Это наврядли. Лекции по экономической теории будут читать 70-летние бывшие преподаватели марксизма-ленинизма? Половину объявленных часов Вам засчитают «задним» числом? Вам это надо?

Материал подготовлен специально для справочника: «Маркетинг в России: образование, исследования и консалтинг», который Гильдия Маркетологов намерена выпустить летом 2003 года.

Березин Игорь