Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Держим темп - результаты 4-го экспертного опроса о состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых исследований и консалтинга в области маркетинга в России (2004 год).

Игорь Березин, Дмитрий Квасов

Наши эксперты

В четвертом ежегодном опросе, посвященном развитию рынка маркетинга (исследований и консалтинга по вопросам маркетинга) в России, проходившем с 10 сентября по 10 ноября 2004 года, приняли участие 120 экспертов. Это на 66% больше, чем в прошлом году, и ровно в пять раз больше, чем в первом подобном опросе 2001 года. Динамику роста числа экспертов, принимавших участие в опросах Гильдии – см. Диаграмму 1.

Диаграмма 1. Количество участников опроса

Около 69% экспертов, принявших участие в опросе — москвичи. 31% российских города. См. Диаграмму 2.

Диаграмма 2. География опроса

39% эксперты заняты в сфере деловых услуг: реклама, консалтинг, исследования рынка. 18% работают в торговле. 17% — в производстве потребительских товаров и услуг и 12% — в производстве товаров и услуг промышленного назначения. См. Диаграмму 3.

Диаграмма 3. Сфера деятельности экспертов

У половины экспертов (52%) опыт работы в маркетинге не превышает 6 лет, в т.ч. менее 3 лет — 16%. У половины (48%) опыт работы в маркетинге — более 6 лет, в т.ч. у 11% — более 12 лет. См. Диаграмму 4. Средний стаж работы в маркетинге наших экспертов составляет 7 лет.

Диаграмма 4. Стаж работы в маркетинге экспертов

Число компаний на рынке

Первая группа вопросов, которые мы задавали экспертам, касалась оценки количества компаний, которые сегодня реально работают на российском рынке: проводят исследования, оказывают консультационные услуги по вопросам, связанным с маркетингом.

Около трети экспертов считают, что на рынке сегодня работают более 250 исследовательских компаний, 42% — от 100 до 250, 24% — 100 и менее. См. Диаграмму 5.

Диаграмма 5. Количество исследовательских компаний, работающих на рынке

Средняя взвешенная оценка – 195 исследовательских компаний. Это на 13.5% меньше, чем год назад. Такой поворот событий ожидали только 15% экспертов, принимавших участие в прошлогоднем опросе.

Треть экспертов полагает, что сегодня в России не более 50 компаний реально оказывают консалтинговые услуги по вопросам маркетинга. А тех, кто считает, что таких компаний более сотни, почти половина — 45%. См. Диаграмму 6.

Диаграмма 6. Количество консалтинговых компаний, работающих на рынке

Средняя взвешенная оценка – 98 консалтинговых компаний. Это на 22% больше, чем по оценкам прошлого года. И такого развития событий ожидали не многие. Т.е. более половины экспертов предсказывали, что будет рост числа консалтинговых компаний, специализирующихся на вопросах маркетинга. Но большинство из них ожидали небольшого роста; и лишь 14% — такого значительного.

Емкость рынка

Объем рынка маркетинговых исследований в эксперты оценили в 135 миллионов долларов, из них 100 миллионов – объем рынка количественных исследований. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 35% (такой же, как и у рынка рекламы в этом году). При этом объем рынка количественных исследований вырос почти на 40%, а качественных – «только» на 25%. См. Диаграмму 7.

Такого роста год назад ожидали немногие. Среднее взвешенное значение прошлогоднего прогноза давало рост на уровне только 20%.

Диаграмма 7. Объем рынка маркетинговых исследований

Бурно растет и рынок маркетингового консалтинга – в этом году его емкость эксперты оценили в 39 миллионов долларов, что на 30% больше, чем в предыдущем году. Отметим, что прогнозы экспертов в прошлом году были существенно скромнее – рост на 15-20%. См. Диаграмму 8.

Диаграмма 8. Объем рынка консалтинговых услуг

Ожидания

Часть наших вопросов касалась возможной динамики числа исследовательских и консалтинговых компаний в 2004-м году. Мнения экспертов на сей счет, как и год назад, весьма оптимистичны. Более половины из них ожидают роста количества исследовательских компаний, причем 12% — значительного роста. См. Диаграмму 9.

Диаграмма 9. Ожидания изменения количества исследовательских компаний

Практически столь же оптимистичны ожидания экспертов и относительно количества консалтинговых компаний – около трети считают, что их количество примерно останется на текущем уровне, более половины – что увеличится. См. Диаграмму 10.

Диаграмма 10. Ожидания изменения количества консалтинговых компаний

Лучшие

Лучшим профессиональным изданием по маркетингу, второй год подряд, был признан журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования» ИД Гребенникова.

Лучшим ВУЗом, обучающим по программам «Маркетинг», также второй год подряд стала Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова.

Лучшей исследовательской компанией года была названа группа ROMIR-Monitoring.

Лучшей книгой по маркетингу сезона «осень 2003 – лето 2004» признана книга Игоря Манна Маркетинг на 100%“. Также второй год подряд.

Издательством, издающим наиболее интересные книги по маркетингу, названо издательство «Питер».

Журнал «Секрет фирмы» был отмечен за лучшее освещение вопросов маркетинга в деловых еженедельниках.

Лучший маркетологический ресурс российского интернета – «Энциклопедия маркетинга» marketing.spb.ru

Березин Игорь