Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Жара «убила» повседневные расходы

Жара «убила» повседневные расходы

 

 

ИГОРЬ Березин

Партнер консалтинговой компании Semperia M&S

Советник президента исследовательского холдинга Romir

Президент Гильдии Маркетологов

 

 

По данным исследовательского холдинга Ромир повседневные потребительские расходы россиян в июне – июле этого года сократились как в абсолютном, так и в относительном выражении. В июне расходы на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса снизились на 9,5% по сравнению с маем, а в июле – на 7.5% по сравнению с июнем. Расходы в июле 2010-го года оказались на 16% ниже, чем в мае этого же года и фактически вернулись на номинальный уровень середины прошлого года. Такое продолжительное и глубокое сокращение повседневных расходов зафиксировано впервые за весь период наблюдений, который насчитывает 3,5 года.

 

СПРАВКА. «Ромир — Индексы покупательской активности» рассчитываются на основе исследовательской платформы SCIF. Индексы отражают динамику потребления товаров повседневного спроса и цен на них, качественный и количественный состав потребительской корзины, изменения в предпочтениях в отношении мест покупок жителей российских городов. Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые, верифицированные данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более (технология сканирования штрих кодов).

 

Первое, и наиболее очевидное объяснение данного феномена, связано с аномальной жарой, установившейся на большей части территории России этим летом. В жаркий сезон всегда происходит снижение потребления мясных и молочных продуктов, составляющих основу рациона питания россиян. Однако, снижение потребления мяса и молока должно было отчасти компенсироваться повышением спроса на воду, прохладительные напитки (потребление кваса выросло в два раза по сравнению с прошлым летом и в шесть раз по сравнению с показателями начала весны) и мороженное.

 

Второе объяснение связано с постепенными восстановлением спроса на товары длительного пользования: автомобили, бытовую технику, одежду и другие товары. В условиях стагнации (в самом лучшем случае – медленного роста) реальных доходов населения страны произошло некоторое перераспределение в расходах от продуктов питания и товаров повседневного спроса к товарам длительного пользования. Но, и здесь жара внесла свою лепту. Резко выросший спрос на вентиляторы, кондиционеры, увлажнители и очистители воздуха, зафиксированный этим летом также оттянул на себя часть семейных бюджетов от товаров повседневного спроса и продуктов питания.

 

Сокращение расходов на продукты питания сопровождалось повышением частоты совершения покупок и снижением (весьма значительным) размера «среднего чека».

 

График 1. Динамика расходов домохозяйств на продукты питания и товары повседневного спроса. 100% = соответствующий месяц предыдущего года. Данные — Ромир

 

 

График 2. Динамика расходов домохозяйств на продукты питания и товары повседневного спроса. 100% = Январь 2008 года. Данные – Ромир.

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены