Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Средний класс сохраняет оптимизм

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru

В ходе проведения очередного, уже пятого по счету начиная с весны 2001 года, опроса в рамках исследовательского проекта «Стиль жизни среднего класса» (журнал „Эксперт“ — РОМИР-Monitoring) проходившего в столицах 20 крупнейших по численности населения регионах страны четырем тысячам респондентов был задан вопрос — „Как Вы полагаете, как изменится материальное положение Вашей семьи в 2003-м году по сравнению с 2002-м годом?“.

Диаграмма: Как Вы полагаете, как изменится материальное положение Вашей семьи в 2003-м году по сравнению с 2002-м годом?

Менее 10% представителей российского среднего класса опасаются ухудшения материального положения своих семей в 2003-м году, в то время как более 60% ожидают изменений к лучшему, в т.ч. — 12% рассчитывают на «существенное улучшение» своего материального положения. Таким образом, доля „оптимистов“ среди средних русских превышает долю „пессимистов“ более чем в 6 раз.

Чем выше текущий доход, тем больше доля оптимистично настроенных граждан и меньше пессимистично. Соответственно — увеличивается и разрыв. Так, если среди тех, чей доход составляет 150-200 долларов в месяц на каждого члена семьи доля «оптимистов» превышает долю „пессимистов“„всего лишь“ в 5 раз — 62.5% и 12%, соответственно; то среди тех, чей доход $250-400 разрыв уже восьмикратный — 64% и 8%, соответственно. А среди тех, чей доход превышает 600 долларов в месяц на каждого члена семьи разрыв более чем 25-кратный, поскольку 77% представителей этой доходной группы ожидает дальнейшего улучшения материального положения своих семей, в то время как лишь 3% опасаются его ухудшения.

Жители обеих столиц настроены немного более оптимистично, чем жители городов с населением более миллиона жителей. А те, в свою очередь, немного более оптимистично, чем жители городов с населением менее миллиона. Но и среди последних 62% рассчитывают на улучшение материального положения своих семей и лишь 13% опасаются его ухудшения.

А вот социально-профессиональный статус влияния на баланс ожиданий изменения материального положения семьи не оказывает. И среди руководителей компаний, и среди ведущих специалистов, и среди рядовых рабочих и служащих одинаковые доли ожидающих роста личного благо состояния и опасающихся его снижения.

Наибольший процент «оптимистов» зафиксирован среди граждан состоящих в браке менее 6 лет — 73%. И лишь 7% из них опасаются ухудшения материального положения своих семей. В то время как среди тех, чей брак продолжается более 20 лет ожидают улучшения материального положения своих семей „только“ 53%, в то время как 12.5% опасаются его ухудшения.

По половозрастным группам наилучший баланс имеют мужчины 25-35 лет. 75% из них рассчитывают на улучшение и лишь 7% опасаются ухудшения материального благосостояния своих семей. Самые скромные показатели — у женщин старше 45 лет. 12.5% из них опасаются ухудшения материального положения своих семей и 52.5% надеются на его улучшение.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены