Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Социологический анализ жизненных ценностей и профессиональных интересов лучших выпускников школ и вузов 2001 года московского региона.

Российский государственный гуманитарный университет.
Центр маркетинга и информационного менеджмента.
Тел. 250-67-77
E-mail: omr@rsuh.ru

Социологический анализ жизненных ценностей и профессиональных интересов лучших выпускников школ и вузов 2001 года московского региона.

В 2001 году Российским союзом молодежи был издан справочник «Лучшие выпускники 2001 года: учебные заведения московского региона».

Центр маркетинга и информационного менеджмента Российского государственного гума-нитарного университета провел анализ жизненных ценностей и профессиональных интересов, а также воплощение в жизнь устремлений и надежд лучших выпускников школ и вузов 2001 го-да. Думаем, что результаты этого обследования будут интересны не только самим выпускни-кам, попавшим в эту книгу, но и всем, кому интересно знать, каковы планы и надежды будущей интеллектуальной и профессиональной элиты России.

В какие высшие учебные заведения поступают лучшие выпускники школ? Мы проанали-зировали планы поступления выпускников школ и получили своеобразный рейтинг московских вузов. Анализ показал, что 78% выпускников предполагают поступать в государственные вузы (из них: 46% — предпочитают гуманитарное образование, 32% — техническое) и 22% — в раз-личные коммерческие вузы.

Всего были проанализированы высказывания 1367 человек, в т.ч. 879 девушек и 488 юношей.

Ниже мы приводим результаты анализа по государственным вузам.

Гуманитарные вузы
Жен Муж
1 МГУ 143 41
2 ГУУ 54 11
3 МПГУ 66 0
4 МГЛУ 33 0
5 РЭА 33 6
6 РГГУ 31 6
7 РУДН 31 6
8 ГУ-ВШЭ 31 9
9 ФА 31 18
10 МГИМО 19 5
11 МГЮА 18 5
12 АНХ 13 0
13 МГСХ 12 0
14 МУ 7 0
Технические вузы
Жен Муж
1 МГУ 34 70
2 МГТУ 31 64
3 МИФИ 23 28
4 МАИ 24 20
5 РХТУ 20 8
6 МАТИ 11 0
7 МАДИ 10 12
8 РГУ нефти и газа 8 0
9 МЭИ 7 8
10 МЭСИ 7 0
11 МФТИ 0 20
12 МИРЭА 0 18
13 МГИЭМ 0 12

Ну и как сложилась судьба этих выпускников? Смогли ли они поступить туда, куда наме-ревались? Удается ли лучшим школьникам преодолеть барьеры высоких конкурсов в лучшие вузы России? По прошествию полугода в ходе телефонного опроса мы попытались это выяс-нить.

Всего было опрошено 180 выпускников из школ Подмосковья.

Вот какой результат мы получили:

Всего выпускников 100%
1.Поступление соответствует первоначальному выбору 95%
2.Поступление не соответствует первоначальному выбору 5%

Не удивительно, что подавляющему большинству школьников удалось претворить в жизнь свои намерения. Ведь среди них отличники, победители международных и общероссий-ских олимпиад, конкурсов, активно занимающиеся общественной деятельностью, культурой, искусством, спортом. Это те, кто имеет высокие личные достижения в области гуманитарный, естественных и точных наук.

Жизненные ценности и профессиональные устремления лучших выпускников московских вузов 2001 года.

В одном из пунктов резюме выпускникам вузов было предложено сформулировать свое жизненное кредо. С помощью простой классификации мы попытались проанализировать эти ответы.

Историки, социологи связывают возрождение элиты с надеждой на развитие и умножение научного, культурного и нравственного потенциала России.

Выпускники вузов 2001 года — это представители первого поколения перестройки.

Как складывается их будущее? Насколько общественное устройство готово принять это новое мировоззрение и ценности? Как те, в ком потенциально аккумулированы интеллектуаль-ные и культурные ресурсы, вписываются в реальную жизнь?

Анализу подверглись 463 высказывания.

Мы определили 10 основных классов мировоззренческих ценностей, которые раскрывают тайны их жизненного кредо.

Вот что получилось.

1. Оптимизм (90 чел.)
1.1. никогда не сдаваться
1.2. я — оптимист
19,4%
2. Достижение цели, карьера, успех (89 чел.)
2.1. недостижимых целей не существует
2.2. не останавливаться на достигнутом
2.3. сделать карьеру
2.4. достигнутую цель превращать в средство для достижения новой
2.5. наметил цель — стремись к ней
2.6. через тернии к звездам
2.7. добиваться поставленной цели
2.8. всегда вперед — к карьере, к цели
2.9. стремление к успеху во всем
19,2%
3. Перфекционизм (совершенствование, первенство) (70 чел.)
3.1. постоянно повышать уровень
3.2. быть первым
3.3. стараться быть лучшим
3.4. стремиться к совершенству
3.5. постоянное совершенствование
3.6. быть совершенным невозможно, но нужно стремиться
3.7. если есть возможность стать лучшим, стань им
3.8. развиваться и совершенствоваться
3.9. лучше ничего не делать, чем делать плохо
3.10. совершенствование — путь к успеху
14,9%
4. Собственная философия жизни (54 чел.)
4.1. счастье — есть ловкость ума и рук
4.2. живу по принципам, но иногда делаю исключение
4.3. быть, а не казаться
4.4. мудрость подобна черепаховому супу, не каждому доступна
4.5. вглубь и вширь
4.6. кто ищет, тот всегда найдет
4.7. не верь, не бойся, не проси
4.8. порядочность
4.9. каждый должен быть на своем месте
4.10. поспешай медленно
4.11. цель оправдывает средства
11,6%
5. Все в жизни зависит от тебя (51 чел.)
5.1. я могу
5.2. все зависит от меня
11%
6. Трудиться, трудиться и еще раз трудиться (26 чел.)
6.1. труд и работа
5,6%
7. Жизнь для себя (24 чел.)
7.1. живи и танцуй пока молодой
5,2%
8. Жизнь во благо общества (21 чел.)
8.1. мы пришли в этот мир, чтобы изменить его к лучшему
4,5%
9. Учиться, учиться и учиться (19 чел.) 4,1%
10. Любовь и семья (18 чел.)
10.1. любовь и семья — превыше всего
4,0%

Попробуем прокомментировать эти высказывания.

Оптимисты уверены, что в мире господствует положительное начало, добро. Оптимизм в наибольшей степени присущ молодому поколению, неозабоченному жизненными неурядицами, еще не успевшими разочароваться в реальной жизни. Оптимисты видят, ищут и надеются на положительный результат. Как правило, это уверенные в себе люди. На это указали около 20%.

Аристотель в качестве конечной причины, ради чего совершается нечто, выделял цель.

Цель связывает человека, его мысли и чувства, как цепь. Держит крепко его мысли и на-стоятельно требует: «сделай ради меня все, что ты можешь».

Уверены в себе те молодые люди, у кого она уже есть, они наделены устремленностью, способностью отличать главное от второстепенного.

Имеющие внутреннюю программу добиваются успеха гораздо быстрее, чем те, кто пока еще мечется и ищет.

Каждый пятый из числа элиты открыл для себя уже что-то важное и необходимое ему.

Цель помогает человеку изменяться, постоянно совершенствоваться, иначе она недости-жима.

Есть еще одна черта, показавшаяся нам интересной характеристикой молодежи, которую мы назвали «собственная философия жизни». Каждый десятый (11,6% от общего числа) сам себе философ и понять значение некоторых суждений может только он сам. Это относится к таким высказываниям, как: „живу по принципам, но иногда делаю исключения“ или „быть, а не казаться“, „каждый должен быть на своем месте“.

Что делает человека самостоятельным и зрелым? Понимание своего предназначения, не-зависимость и уверенность в собственных силах. 51 человек (11%) в качестве своего жизненно-го кредо придерживаются принципа, согласно которому все в жизни зависит от тебя.

Целеустремленная, мыслящая личность имеет своим культурным основанием принужде-ние к труду. 26 человек (5,6%) уверены, что самое главное в их жизни — это «трудится, тру-диться и еще раз трудиться».

24 человек (5,2%) считают, что надо жить исключительно «для себя» и 21 человек (4,5%) — „во благо общества“.

Среди других принципов и ценностей молодые люди называют «учиться, учиться и учить-ся».

Столько же считают важной ценностью любовь и семью. Нетрудно догадаться, к какому полу они относятся.

В целом можно констатировать: прагматичность, целеустремленность, вера в собственные силы — качества, присущие большинству лучших выпускников.

Лучшие выпускники школ и вузов московского региона 2001 года — избранные, надежда России.

Положение лучших выпускников московских вузов 2001 года на рынке труда

Характеристика молодежного рынка труда в условиях углубления рыночной экономики, является одной из самых острых тем, которые обсуждаются аналитиками и специалистами.

Статистика демонстрирует различные показатели занятости выпускников московских ву-зов. В целом, картина выглядит благоприятной. После окончания вуза выпускники в течение полугода, как правило, находят себе работу. Правда, эта работа не всегда соответствует полу-ченному образованию и профессиональным трудовым установкам выпускников.

В этой связи нас интересовали планы трудоустройства. Сначала мы проанализировали планы по трудоустройству, которые были заявлены в резюме. Затем мы провели телефонный опрос уже конкретного места занятости (трудоустройства) выпускников вузов. Мы считали, что полгода — достаточный срок для того, чтобы определиться со своим местом работы.

Было опрошено 429 человек.

Вот как выглядят планы по будущему трудоустройству и образованию выпускников ву-зов.

1.Работа 48,2%
2.Аспирантура (в некоторых случаях вместе с работой) 34,4%
3.Образование за рубежом (студенты, желающие уехать) 17,4%

А вот как выглядит эта картина реального трудоустройства, занятости.

1.Работа совпала с первоначальным выбором 82%
2.Работа не совпала с первоначальным выбором 18%

Выяснилось, что показатель трудоустройства лучших выпускников московского региона — почти 100%, в то время, как по данным Министерства труда и социального развития процент нетрудоустроенных выпускников вузов колеблется от 25 до 30%.

Это и не удивительно, т.к. мы имеем дело с лучшими из лучших.

Фундамент успешного трудоустройства выпускников вуза закладывается в ходе получе-ния образования и прохождения ими студенческой практики. Крупные вузы уделяют большое внимание трудоустройству своих студентов. В большинстве из них действуют службы или цен-тры содействия занятости.

Студенты знакомятся с будущей профессией, как правило, в местах прохождения ими практики. Мы задались вопросом: совпадает ли профиль места прохождения практики с лич-ными планами выпускников в отношении их будущей работы?

Мы искали ответ на этот вопрос, анализируя планы по трудоустройству и места прохож-дения ими практики.

Для сравнения в анализ были включены выпускники Российского государственного гума-нитарного университета (РГГУ).

Вот какую картину мы получили.

Моск. рег. РГГУ
1.Совпадение с практикой 78,2% 81,4%
2.Несовпадение с практикой 21,8% 18,6%

Анализ показал большое значение роли студенческой практики в формировании профес-сиональных интересов и мотивов трудоустройства студентов. В ходе практики студентам уда-ется подтвердить или опровергнуть свои профессиональные притязания и возможности. Это своеобразный профессионально-квалификационный тест на пригодность. В то же время в про-цессе прохождения практики студентами работодателям удается более детально разглядеть сильные стороны будущих специалистов, а последним — на этом основании скорректировать свое отношение к образованию.

Директор Центра,
кандидат философских наук,
доцент Д.А.Шевченко

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены