Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Сомнительные 15%

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru

По данным Государственного Комитета по Статистике РФ потребительские цены в 2002-м году выросли на 15.1%. При этом, цены на продовольственные товары выросли на 11%. На непродовольственные товары — тоже на 11%. А вот цены на услуги, оплачиваемые населением, — на 36%. Оспаривать эти данные сами по себе весьма затруднительно, ведь только у Госкомстата есть возможность отслеживать в еженедельном режиме цены на сотни потребительских товаров и услуг в 88 субъектах Российской Федерации. Но, вот что удивительно.

Из начального курса макроэкономики известно, что индекс потребительских цен рассчитывается как композиция индексов цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги. При этом каждая составляющая берется с весом, соответствующем доле данного вида расходов в совокупных расходах семьи, населения. Так вот, итоговые 15% инфляции могут получиться из композиции 11%, 11% и 36%, только при условии, что на услуги тратится не более 16.5% от совокупных потребительских расходов.

Между тем, по данным того же Госкомстата совокупные потребительские расходы населения составили в прошлом году ровно пять триллионов рублей. Из них более триллиона, а точнее 1070 миллиардов рублей населением было потрачено на оплату услуг. Причем без учета услуг общественного питания, которые считаются отдельно. Таким образом, по данным Госкомстата доля услуг в совокупных потребительских расходах составляет не менее 22%. При таком весе услуг общий рост потребительских цен в прошлом году должен был составить не менее 16.5%.

Но, и это еще не все. Некоторые рыночные аналитики полагают, и эта точка зрения имеет под собой весомые основания — подробнее см. «Лишние миллиарды», „Эксперт“ №41, 2002 — — что Госкомстат, в силу слабого учета „теневых“ услуг, существенно недооценивает как общий размер расходов населения по оплате услуг, так и долю, которая приходится на оплату услуг в общем объеме потребительских расходов населения России. Последняя вполне может уже составлять 25-30%. А если это так, то корректно рассчитанный показатель инфляции возрастет до 17.5-18.5% за 2002-й год. Разница с официальными данными, конечно, не катастрофична, но и не настолько мала, чтобы этот факт можно было совсем игнорировать.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены