Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Системный подход к алкогольной политики России

338.439.01

Киселев В. М., д.т.н., профессор

ГОУ ВПО КемТИПП

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

Россия – страна с одним из самых высоких уровней потребления алкоголя в мире. Распространенность связанных с алкоголем проблем находится в прямой зависимости от ежегодного потребления спиртных напитков на душу населения.

Для расчета потребления алкоголя на душу населения используется балансовый метод, т. е. объем потребления находится, как частное от деления количества проданных алкогольных напитков на численность населения РФ. Этот метод, как мы считаем, не обладает достаточно объективными данными. Нами было проведено исследование в виде социологического опроса. Было опрошено более 700 респондентов. Опрос проводился, в основном, в крупных супермаркетах города Кемерово. Опрашивались обычные люди, которые шли за покупками в супермаркет. Респондентам задавали вопрос:  «Сколько и каких алкогольных напитков Вы выпиваете  за день, за неделю, за месяц, по праздникам». Числа? Приведенные в ответах каждого респондента получились разные, но после обработки данных стало очевидно, что наиболее точные результаты выпитого количества алкогольных напитков респондентам проще посчитать за месяц. Установлено в результате такого опроса, что потребляемое количество чистого алкоголя в год одним респондентом никак не совпадает с приведенными выше официальными данными.

Так, установлено, что среднестатистический «добропорядочный» мужчина выпивает только около два литра чистого алкоголя в год, а женщина – один литр, т.о. мужчины, в среднем, выпивают в 2 раза больше, чем женщины. Необходимо заметить, что мы брали в расчет только тех потребителей, которые покупают алкогольные напитки в зарегистрированных местах продаж, причем, в большей части — в супермаркетах. Это данные по реальным объёмам потребления чистого алкоголя, пересчитанного с учетом крепости указанных респондентами типов напитков, тех людей, которые имеют средний уровень достатка и могут спланировать и приблизительно рассчитать, как и на что тратить свою заработную плату за месяц. Как видно из представленных результатов, реальный объём выпитого за год алкоголя российских посетителей супермаркетов в разы ниже официально установленных данных.

Теперь о цели данной статьи. Опыт антиалкогольной кампании двадцатых и восьмидесятых годов XX века трудно назвать успешным, хоть она и принесла заметное снижение смертности. Обе антиалкогольные кампании закончились крушением российской державы. Горбачевская (последняя из новейшей истории) антиалкогольная кампания была проведена крайне неумно, в ней была заложена принципиальная системная ошибка. Партийные руководители повели не просто борьбу с алкоголизацией населения, они задались целью искоренения пьянства как проблемы и окончательного ее разрешения. Какими бы благими ни были цели, утверждаемой сверху тотальной борьбы с пьянством и попытки окончательного решения алкогольного вопроса для России, – такие пути утверждения нового порядка в реальности желаемого результата не принесут. 

При анализе проведенного нами социологического опроса относительно потребления алкогольных напитков посетителями российских супермаркетов, подробно изучена типология потребляемых алкогольных напитков, так как социальные и медицинские последствия употребления различных видов алкогольных напитков неодинаковы — чем «крепче» напитки, тем тяжелее последствия.

В России исторически сформировалась нерациональная структура потребления алкогольных напитков. По данным эспертно-консультативного совета комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, лидером по потреблению среди алкогольных напитков в современный период времени является водка, которая в общем объеме потребления чистого алкоголя составляет более 50%.

 Наши исследования подтверждают эти данные. Причем, чем старше возраст опрашиваемых респондентов, тем больше люди склонны употреблять крепкие алкогольные напитки.

Таким образом, само по себе общее количество спиртного в пересчете на чистый алкоголь не является определяющим фактором для уровня смертности. Ключевым является употребление именно крепких алкогольных напитков. Главная причина сверхвысокой алкогольной зависимости, заболеваемости и смертности населения РФ в настоящее время кроется не в повышенной токсичности легально или нелегально произведенных алкогольных напитков, а обусловлена преимущественным потреблением крепких алкогольных напитков.

Мы со всей уверенностью можем утверждать, что определяющими факторами высокой алкоголизации и смертности населения России являются не количество или качество потребляемых алкогольных напитков, а какой тип алкогольного напитка употребляет основная часть населения страны. Если бы россияне стали выпивать такой же объем этилового спирта, как и сейчас, но в виде менее «крепких» напитков, например, в виде пива или вина, то смертность в России могла бы быть существенно ниже.

В качестве системного подхода к разработке новой алкогольной политики мы предлагаем комплекс мер, направленных на контроль предложения и направленного воздействия на потребление алкогольных напитков населением РФ, включая образовательные и лечебно-профилактические программы, контроль над употреблением алкогольных напитков, разработку стратегии снижения ущерба, подразумевает необходимость координации усилий правительства с точки зрения общественного здоровья. В этой связи мы предлагаем нижеследующие системные принципы новой алкогольной политики РФ в ближайшее десятилетие:

  • Первое – это комплекс мер, направленных на ограничение экономической и физической доступности крепких алкогольных напитков с помощью инструментов демаркетинга. Экономический барьер — увеличение (а не понижение, как это происходит в последние 30 лет) розничной цены на водку как типа алкогольного напитка. Результаты подавляющего большинства эконометрических исследований свидетельствуют о том, что повышение цен на алкогольные напитки ведет к падению уровня потребления алкоголя, а понижение цен – к его росту. Эффективной мерой, как показывает международный опыт, является жесткое регулирование физической доступности алкогольных напитков с высоким содержанием этилового спирта, например, введение ограничений на количество мест их продажи, режим их работы таких предприятий торговли. С помощью методологии демаркетинга мы планируем снизить спрос на традиционные крепкие алкогольные напитки, например, путем снижения их потребления в натуральном объеме. Для этого целесообразно переключить потребителей водки на потребление дорогостоящих крепких алкогольных напитков. »Подмена» водки коньяком хороша для достижения цели новой алкогольной политики тем, что, во-первых, употребление коньяка связано с высокими экономическими барьерами (высокая цена) и, во-вторых, манера употребления коньяка (маленькими глоточками, один бокал за весь вечер) во многом определяют количество выпитого алкоголя за один прием. Все это поможет снизить объем употребления чистого алкоголя в разовой дозе;
  • Другим методологическим приемом новой алкогольной политики мы предлагаем переключение потребителей водки на слабоалкогольные вина, пиво и коктейли. Замещение в структуре потребления алкоголя россиян крепких алкогольных напитков натуральным виноградным вином, пивом и пр. – наиболее реалистичный сценарий преодоления алкогольной зависимости и низкой продолжительности жизни в России.

Органическое соединение обоих принципов позволит, по нашему мнению, перейти к социальной проектной деятельности, отвечающей экономической эффективности и ресурсной целесообразности.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены