Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

С корзиной по рынку

С корзиной по рынку

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 8 от 27.04.2010

 

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, на основании чего компании продовольственного ритейла выстраивают свою ценовую политику? И вообще, отчего зависит уровень цен на рынке, и какова динамика их изменения – хотя бы за последние год-два? Сами ритейлеры о политике формирования цен говорить не любят. А о реальной динамике ценовых колебаний далеко не всегда догадываются – так, во всяком случае, считает профессор кафедры маркетинга Кемеровского института РГТЭУ, доктор технических наук Владимир Киселёв. Сам же он – в отличие от своих коллег-практиков занимается исследованием цен на кемеровском продовольственном рынке с 2002 года. Сегодня «Авант-ПАРТНЕР» предоставляет своим читателям возможность познакомиться с результатами исследований Владимира Киселёва.

 

– Понимая то, что кризисные ситуации неизбежны, мы пытаемся строить какие-то тренды развития ситуации. Но почти всегда выясняется, что строить их не из чего – объективных данных просто нет, а те, которые компании любезно предоставляют для печати, даже не приближены к действительности.

Это и побудило нас в 2002 году заняться исследованием динамики розничных цен продовольственного рынка Кемерова. Методика, которой мы пользовались, носит название «метода витринного наблюдения». Принципы его крайне просты. Первое: фиксировать только то, что видишь. Второе: Не ограничивать время сбора информации конкретными датами или временем. К счастью, у нас для проведения подобного исследования имелся необходимый ресурс: ежегодно, в первой половине декабря каждый из ста студентов-старшекурсников совершал за две недели по 20 наблюдений. В результате в этой многослойной неопределённости рождалось главное – полная свобода от систематических ошибок позволяла получить квотную детерминированную выборку по основным группам продовольствия.

И хотя мы предлагали воспользоваться результатами своих исследований (в первую очередь тем, кто вскоре был вынужден уйти с рынка), интереса никто не проявил – даже во время проведения регионального торгового форума. Видимо, для местного ритейла время драться за место ещё не наступило. Поляна свободна, и можно спокойно пить чай. До некоторого времени…

 

АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ИЗМЕНЕНИЮ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В Г. КЕМЕРОВО ЗА ПЕРИОД С 2002 ПО 2009 ГОДЫ

1. Хлеб

В 2002-2003 гг. цена на него изменялась вяло, затем взлёт цен на 33% в 2004 г. и вновь удержание стабильности в период 2004-2005. Начиная с 2006 г. по настоящее время среднерыночные цены на хлеб (в качестве эталона выбран хлеб «Урицкий») растут самыми быстрыми темпами в сравнении с другими категориями товаров (74% – в 2007 г; 40% – в 2008 г. и 6% – в 2009 г). За период 2002-2009 гг. цена на хлеб выросла почти в 3,5 раза.

2. Сахар

До 2009 г. цена на сахар-песок практически не изменялась. Но в 2009 г. она повысилась сразу на 58%. Среднегодовой прирост цен составляет за период наблюдения в соответствии с уровнем инфляции – по 8,2%,

3. Молоко

Рынок молока изменялся весь период динамично и вырос в розничной цене (эталон – молоко жирностью 2,5% «Веселый молочник» по 1 л) в 2009 г. в сравнении с 2002 г. в 2,6 раза. Среднегодовой прирост цен за период наблюдения существенно превышает уровень инфляции – 23%.

4. Сосиски

До 2005 г. цена на сосиски практически не менялась, рост отмечен в 2007-2008 гг., в 2009 г. розничная цена (эталона – сосиски «КХ Волкова») снизилась в сравнении с 2008 г. В целом за период 2002-2009 гг. прирост цен 84%, что составляет малый прирост цен за этот период – по 12% ежегодно. Это означает, что себестоимость таких товаров существенно не изменилась, т.е. мяса в них немного.

5. Окорочка куриные

Цена изменяется ступенчато: стабильность в ценах отмечена в периоды 2002-2003 гг.; 2004-2007 гг. Наиболее динамичный прирост (36%) отмечен в 2008 г. В 2009 г. рост цен продолжился (11%). В итоге за 2002-2009 гг. цены выросли в 2,2 раза со среднегодовым приростом выше уровня инфляции в 1,7 раза (16,9%).

6. Горбуша мороженая

Цена отличалась стабильностью до 2008 г. В 2008 г. наблюдается резкий прирост, в 2009 г. – некоторое снижение, связанное с большим уловом. В итоге, суммарный прирост розничной цены за 2002-2009 гг. – в 1,5 раза. Среднегодовой прирост соответствует инфляции (по 7,6% ежегодно). Этот показатель, хоть и самый низкий, но в отличие от сосисок и пельменей, обозначен сезонным характером улова.

7. Яйцо куриное

До 2008 г. цена (агрофирма «Сибирская губерния») практически не менялась, затем – некоторый прирост цены с последующим спадом. Среднегодовые темпы прироста цен самые низкие за анализируемый период (1,8%) и существенно отстают от общей динамики инфляции в стране.

8. Капуста белокочанная

До 2009 г. цена практически не менялась, зато в 2009 г. прирост цен на 20%. Следует заметить, что замеры цен все годы осуществлялось в период с 1 по 15 декабря, когда цены на этот сезонный продукт питания намного выше, чем в период сбора урожая.

9. Пельмени

В 2002-2007 гг. розничная цена плавно возрастала с минимальным значением, а в 2008 г. – существенно снизилась (на 27%), в 2009 г. цена существенно возросла (на 73%). В итоге за весь период наблюдения прирост составил 84% со среднегодовым приростом 12%.

10. Пиво

В качестве эталона пиво «Толстяк» в ПЭТФ ёмкостью 1,5 л. 2002-2004 гг. – цена практически не менялась, затем – динамичный рост в 2005-2007 гг. В 2008 г. наблюдается некоторое снижение, а в 2009 – повышение. В итоге за период 2002-2009 гг. рост цена в 3,2 раза со среднегодовым приростом 45,5% – существенно выше уровня инфляции в стране.

11. Водка

В качестве эталона выбрана водка «Мариинская» ёмкостью 0,5 л. Цена изменялась ступенчато, 2002–2003 гг. – стабильность, затем – прирост (55,6%), 2004-2007 гг. – стабильность, затем в 2008 – прирост (50,5%) и в 2009 гг. – 14,6%. В итоге розничная цена в анализируемы период с 2002 по 2009 гг. выросла в 2,6 раза со среднегодовым приростом 22,5%, что существенно выше уровня инфляции в стране (но в 2 раза ниже величины уровня прироста цен на пиво).

12. Сигареты

В качестве эталона замерялась «Балканская звезда». С 2005 по 2007 гг. цена практически не менялась, в 2009 – прирост на 48%. В итоге за период с 2005 по 2009 г. прирост цен составил 54,4% со среднегодовым приростом 13,6% – в соответствии с уровнем инфляции.

 

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ КОЛЕБАНИЙ СРЕДНЕРЫНОЧНЫХ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В Г. КЕМЕРОВО ЗА ПЕРИОД С 2002 ПО 2009 ГОДЫ

Максимальный прирост цен – на пиво (+319%), хлеб (+250%); молоко (+161%) и водку (+157%). Минимальный – на яйцо (+12%); горбушу (+53%), сахар (+58%) и сигареты (+54%). Среднерыночный уровень изменения цены на анализируемые товары составил в 2009 г. 18%, что существенно выше уровня инфляции в стране в этом году. Вместе с тем, в 2008 г. этот показатель составлял 24,2%, что также существенно превышало текущий уровень инфляции, в 2007 он составил 19,4%.

Вывод: 2009 г. был не самым плохим в новейшей истории продовольственного сектора потребительского рынка региона и страны в целом.

Это свидетельствует о возможном запоздании кризисных явлений в сфере оборота продовольственных товаров от общих трендов стагнации и рецессии в промышленности страны. Кризисные явления в этой сфере, возможно, начнутся в текущем 2010 году и в последующем 2011.

Среднегодовой прирост цен за семилетний период наблюдений составил в среднем по всем категориям товаров 17,5%, что существенно выше уровня инфляции (в среднем- 8-11% ежегодно за период наблюдения).

 

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОТКЛОНЕНИЙ СРЕДНЕРЫНОЧНЫХ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В Г. КЕМЕРОВО ЗА ПЕРИОД С 2002 ПО 2009 ГОДЫ

Отклонение от среднерыночной цены характеризует степень согласованности ценовых действий конкурентов и, таким образом, отражает меру стабильности рыночных действий его участников.

Наибольшее отклонение среднерыночных цен отмечено в наиболее благополучный предкризисный 2007 г. (44,8%), наименьшее отклонение (9,5%) – в 2004 г.

2008 и 2009 гг. имеют приблизительно одинаковые величины отклонения от среднерыночных цен – около 20%, что почти в 2 раза ниже в сравнении с 2005 г. Это свидетельствует о том, что при наступлении кризисных явлений в анализируемой сфере розничной торговле увеличивается согласованность продавцов по розничным ценам на продовольственные товары.

Сергей Волков

 

 

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены