Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Роскомстат опять "химичит" с индексами цен

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru

Оправдываясь перед общественностью за неожиданно высокую инфляцию в январе 2002 года представители правительства посетовали на то, что Роскомстат как-то неправильно учел вклад в рост цен компоненты услуг. А вот мол если бы учесть все правильно, то инфляция не превысила бы 3% за месяц. Произошла классическая «фрейдистская» оговорка. Роскомтат, действительно неправильно учитывает вклад различных компонет в общий рост цен, и в результате систематически искажает данные о росте цен… в сторону занижения!!

Вот самый свежий пример. По данным Государственного Комитета по Статистике РФ в прошлом 2001 году розничные цены выросли за год в среднем на 18.6%.

Тот же комитет дает данные по отдельным компонентам индекса цен:

  • рост розничных цен на продукты питания — 17% за год
  • рост розничных цен на непродовольственные товары — 13% за год,
  • рост цен на услуги населению — 37%.

Рост розничных цен, собственно и складывается из роста цен на товары и услуги. Как производится расчет среднего значения? Взвешиваются значения каждого частного индекса. В качестве весов используются доли в общих расходах населения, приходящиеся на те или иные направления расходов. Роскомстат, в частности, использует такие веса:

  • продукты питания — 0.38,
  • непродовольственные товары — 0.42
  • услуги — 0.18

А между тем по данным самого же Роскомстата на приобретение продуктов питания в прошлом году россияне потратили 33% от своих совокупных потребительских расходов, на непродовольственные товары — 38%, а на услуги — 29%. Так вот, если взять соответствующие веса: 0.33, 0.38, 0.29, то получится, что потребительские цены за 2001 год выросли не на 18.6%, а на 21%. Невелика, конечно, но разница.

Забавной оговоркой уже самого Роскомстата является публикация в том же сборнике «Социально-экономическое положение России. 2001 год», индекса дефлятора по ВВП в размере 121%. Любому хорошему студенту — экономисту известно, что индекс дефлятор не может быть одновременно больше и индекса потребительских розничных цен (118.6%) и индекса оптовых цен промышленности (Роскомстат дает на 2001 год значение в 111%).

Что происходит с подсчетом индекса розничных цен мы, кажется, разобрались. Видимо подобная мистификация имеет место быть и при расчете оптовых цен промышленности. Как они могут расти всего на 10-12% в год при росте тарифов на услуги естественных монополистов на 30-40% — большая загадка.

Предупреждение! Изложенное выше никоим образом не может использоваться для дальнейшего разогрева истерики по поводу ускорения инфляции в России. 20% годовых в 2000-м и 2001-м годах, а также — по всей видимости и в 2002-м году — это то что нужно для экономики, входящей в полосу серьезных структурных реформ. Израиль живет при такой инфляции (а также войне с террористами) десятилетиями. И не плохо живет. ВВП на душу населения превышает 15 тысяч долларов в год. В России — чуть более $2000.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены