Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Растущие рынки. Растите с ними

Жанна Мартынова
Генеральный директор ИАК ВладВнешСервис
Член Гильдии Маркетологов (janna@vvs.elcom.ru)

Работать на растущем рынке – желание каждого бизнеса. Оно и понятно: конкуренция не успевает досаждать, потому что места на рынке хватает всем, а значит и «ценовых войн» никто не устраивает. Растет спрос – растет сбыт – растут и доходы. Работать на растущем рынке в кризис – мечта, которая на первый взгляд кажется несбыточной…

Однако для отдельных групп отечественных бизнесов эта мечта является реальной былью. Растущие рынки существуют и в кризис. Примерами могут быть сегодня рынки таких товаров как мука, крупа, полимерные пленки, троллейбусы…

«Ну и что с того?», — может заметить читатель. „Повезло счастливчикам, но нам-то от этого какая польза? Мы не сможем завтра просто так взять и закупить новую линию по производству вагонов метрополитена или трикотажных изделий!“

Это, конечно так, но… мы возьмем на себя смелость доказать, что «встать» на растущий рынок – есть возможность и реальность для каждого бизнеса, даже в период всеобщего экономического спада. И вот какой алгоритм действий мы предлагаем.

Во-первых, нужно выяснить, есть ли они сегодня, растущие рынки, сколько их и какие. Согласитесь, что знакомство с точными данными в своей сфере деятельности, да ещё в форме списка с детальным описанием товаров, меняет дело. Для того, чтобы перейти с производства одного товара на аналогичный, потребуется лишь настройка уже имеющегося оборудования. А чтобы торговать новым товаром, но схожим с освоенным ассортиментом, также не потребуется глобальная перестройка организации. Остается узнать, существуют ли растущие товарные рынки в интересующей вас сфере бизнеса и достаточно ли конкретные данные можно о них получить?

Обратимся к статистике внешней торговли. Ее традиционно считают привлекательной, связанной с высококонкурентными товарами. Все внешнеторговые потоки можно разделить на 97 групп в соответствии с международным классификатором (коротко ТН ВЭД). Каждый товар в нем имеет свой код. Чтобы выявить «свои» растущие рынки, необходимо выбрать „свою“ товарную группу по своим бизнес-интересам. Далее, в рамках группы, мы предлагаем внимательно изучить товары, по которым статистика демонстрирует рост торговли и в кризис. Описание многих товаров удивит своей детальностью. Так, например, если вы занимаетесь стеклотарой, то сможете уточнить: какой емкости бутылка сегодня имеет наибольший спрос, если хлопчатобумажными тканями – какая плотность ткани является предпочтительной, если кабельно-проводниковой продукцией, то кабель какого напряжения является лидером продаж. Такие точные данные можно получить практически в каждой группе, идет ли речь об алкоголе, мясе, автомобилях, пластмассе, двигателях или других товарах.

Узнать, есть или нет в интересующей товарной группе вообще растущие рынки, можно быстро и бесплатно с помощью интернет-ресурса www.vvs-info.ru. В нашем последнем обзоре, составленном по результатам анализа таможенной статистики за первый квартал 2009 года, приведены примеры сотен товаров, рынки которых растут несмотря на кризис. Наиболее активными, с точки зрения присутствия растущих рынков, мы отмечаем следующие товарные группы:

ТОР-10 САМЫХ АКТИВНЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП ИМПОРТА

1. Оборудование и механические устройства
2. Электрические машины и оборудование
3. Инструменты и аппараты
4. Изделия из черных металлов
5. Пластмассы и изделия из них 
6. Предметы одежды и принадлежности
7. Органические химические соединения
8. Автотранспорт
9. Предметы одежды трикотажные
10. Черные металлы

ТОР-10 САМЫХ АКТИВНЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП ЭКСПОРТА

1. Оборудование и механические устройства
2.Электрические машины и оборудование
3.Изделия из черных металлов
4.Черные металлы
5.Инструменты и аппараты
6.Пластмассы и изделия из них 
7.Древесина и изделия из нее 
8.Автотранспорт
9.Топливо минеральное, нефтепродукты
10. Органические химические соединения

И из рисунка, и из проведенного нами анализа, видно, что растущих импортных рынков почти вдвое больше, чем экспортных. Какое раздолье для обдумывания темы импортозамещения (т.е. для налаживания производства товаров, вытесняющих импорт)! Рисунок демонстрирует, что одной из самых актуальных тем может стать организация производства предметов одежды. Каких, и в каком количестве, — это, как вы помните, можно исследовать детально. Другими примерами товаров, наиболее выгодных для импортозамещения, судя по возросшему спросу, являются компрессоры для холодильного оборудования с мощностью в диапазоне от 1,3 до 10 квт, оборудование для фильтрования и очистки напитков (кроме воды), метилметакрилат, установки для кондиционирования воздуха, детские пеленки и аналогичные гигиенические изделия. Ввоз этих товаров по отдельным ассортиментным позициям не только продолжает расти из месяца в месяц, но уже превысил прошлогодние объемы более чем в 3 раза. Ну а перечень товарных групп экспорта традиционно отличается наличием растущих рынков сырьевых товаров.

Сам термин «растущие товарные рынки» требует небольшого пояснения. Рост может проявляться как в виде ежемесячного поступательного увеличения продаж, так и в виде превышения общего (квартального) объема продаж по сравнению с соответствующим прошлогодним достижением. Каждый из этих случаев мы выделили отдельно и дали ему свое название:

  • восстанавливающийся рынок – тот, который хотя и проявляет поступательный ежемесячный рост, но еще не достиг прошлогодних результатов;
  • растущий сезонный рынок – тот, у которого трехмесячный объем продаж выше прошлогоднего, но не имеет строго растущего тренда;
  • стабильно растущий рынок – тот, у которого и суммарные объемы выше прошлогодних, и из месяца в месяц рост наблюдается.

Последний случай – самый привлекательный. Давайте посмотрим, какие товары можно привести здесь в качестве примера.

К стабильно растущему рынку относится импорт детских колясок. В первом квартале 2009 года их продажи превысили цифру в 25 млн. долларов, а рост продаж составил 67% по сравнению с первым кварталом 2008 года. Видимо, дело тут не только в росте курса доллара. В марте этой торговлей занимались 67 компаний. Какой вывод? Можно попробовать встать в их ряды, а можно наладить производство, технология которого, как нам кажется, все-таки проще автомобильной.

Вот еще один пример — из товарной позиции, посвященной торговле рыбой и ракообразными за последние сразу четыре месяца. Невероятные темпы роста наблюдаются! Как видим, в том числе и по сравнению с зимой 2008 года. И если кто-то сконцентрировался на экспорте другой рыбной продукции (может быть, тунца, лосося или свежей, а не мороженой рыбы), то ему, возможно, интересно будет изучить образовавшийся в результате отбора список растущих товарных направлений. Скорее всего, так поступили 25 отечественных фирм, которые в марте присоединились к участника данного рынка, увеличив их общее число с 49 в феврале до 74 в марте. Как вы думаете, как у них обстоят дела с платежеспособностью?

Интерес к образовавшемуся списку может быть здесь не только у рыбных бизнесов. Для тех, кто поставляет им пищевую тару, предоставляет транспорт для доставки груза, обеспечивает топливом, страхует грузы, финансирует контракты, и для многих других бизнесов из сферы услуг, поставок или, например, розничных закупок, эти данные могут представлять коммерческий интерес. Таким образом, в качестве следующего действия мы предлагаем или перейти на торговлю товарами из заветного списка, или стать партнерами тех, кто ими торгует.

В любом случае, крупный вы бизнес или малый, производитель, торговец, или иной коммерсант, вам пригодятся оперативные данные о растущих рынках:

  • Те, кто обнаружит свой товар в списке растущих товарных направлений, будут рады отметить, что они на правильном пути! Из материалов нашей статьи этим примером может быть торговое предприятие, экспортирующее минтай.
  • Те, кто не являются прямым участником растущих рынков, смогут использовать данные для того, чтобы «поднастроить» свой товар на выпуск (торговлю) аналогичной продукции или продукции, потребляемой в качестве сырья. Для участников смежных рынков мы рекомендуем изучить данные сразу по нескольким товарным группам, в которых могут оказаться потенциальные потребители.
  • Бизнесы, занимающиеся финансовыми, страховыми, транспортными, логистическими, складскими, консалтинговыми, инвестиционными и многими другими видами услуг могут повысить свою эффективность, выбрав участников растущих рынков в качестве своих потребителей. В этом случае, пожалуй, можно ознакомиться и со всем перечнем растущих рынков, чтобы отобрать для анализа максимальное количество успешных клиентских категорий.
  • Для многих малых бизнесов (тут вам и клининг, и доставка горячих обедов, и канцелярских товаров) список «успешных» товаров в профильных бизнес-направлениях также может стать ориентиром в стратегии продвижения. Достойными внимания здесь могут быть данные об участниках растущих рынков (а еще лучше – об их лидерах), расположенных в том же регионе, где и находится сам малый бизнес.

Рекомендуем также изучать «точки роста» не только интересующих товаров, но и оборудования, их производящего. Допустим, Вы занимаетесь торговлей медицинским стеклом. Согласитесь, что, помимо известий об активизации спроса на стеклянные ампулы, Вам также будут полезны данные о серьезном росте импорта машин для изготовления стеклоизделий (по отдельным видам оборудования наблюдается рост более чем в 3 раза по сравнению с 1 кв. 2008 года). Внимание! Здесь можно „сработать на опережение“: пока идет наладка и запуск – заблаговременно подготовиться к выходу на рынок новых конкурентных товаров: обеспечить будущие поставки от производителя, продумать сбыт. Отмечаю, что по итогам 1-го квартала аналогичная ситуация скоро обнаружится, например, на внутреннем рынке кормов для животных и шоколадных изделий. Поэтому считаю, что утверждение „кризис – это шанс“ есть реальность для многих бизнесов.

В любом случае оперативная «настройка» на реально существующего потребителя (российского или зарубежного) не только поможет многим предприятиям выстоять, удержаться, но и предоставит шанс расшириться в кризис. Ну а потом, став прямым партнером участника растущего рынка или самим его участником, обнаружить, что работать на растущем рынке в кризис – мечта, которая кажется несбыточной только на первый взгляд…Так какой же растущий рынок выбираем?

Мартынова Жанна Вадимовна
Член Гильдии Маркетологов,
Генеральный директор ИАК ВладВнешСервис

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены