Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Плясать надо от печки

Денис Никитас

Плясать надо от печки

Общаясь с предпринимателями, часто сталкиваюсь с неоднозначным пониманием основ бизнеса.

 

 

Не всё упирается в получение прибыли. Хочу сказать о таких основах управления предприятием, как его видение, миссия, цели и задачи.

 

Эти четыре элемента должны присутствовать у каждого руководителя предприятия, как минимум, в голове, независимо от масштаба бизнеса. Чем они более выражены у него, тем лучше для предприятия и работников, которые понимают, куда, зачем и как движется предприятие.

Видение компании представляет собой общее описание желаемого направления развития. Видение — это картина того, о чём можно мечтать, состояние бизнеса, которое может быть достигнуто в отдалённом будущем при самых благоприятных условиях. Видение часто носит эмоциональную окраску. Видение — это образ предприятия в будущем, видение определяет технологии, целевые аудитории, географические и товарные рынки, перспективные возможности, каким должно стать предприятие в будущем.

Миссия фирмы приводит видение в действие. Миссия — это генеральная цель предприятия (его сверхцель).

Видение создаёт образ будущего состояния, а миссия определяет принципы, руководствуясь которыми можно приблизиться к этому идеалу. Видение – это представление предпринимателя о бизнесе для себя, а миссия – это представление предпринимателя о бизнесе для потребителя.

Миссия дальше декомпозируется (раскладывается) на цели бизнеса. Их вряд ли может быть много. Выполнение целей организации позволяет говорить о выполнении миссии. Каждая цель, в свою очередь, далее раскладывается на задачи. Вот как это выглядит в табличной форме.

В основном сложность в понимании вызывает понятие миссии, поэтому я подробнее остановлюсь на ней и приведу несколько примеров миссий смоленских компаний.

Иногда руководители формулируют миссию, опираясь не на потребности клиента, не думая о том, что тот получает, покупая продукт, а думая о своём предприятии. Это выглядит, как «производить ради производства». Уверен, что в действительности это не так, но сформулировано некорректно по отношению к потребителю. Например, торговая компания „Тремп“: „продажа высококачественной продукции, объективная информация, высочайшие стандарты обслуживания, дружелюбие, индивидуальный подход, корпоративный дух“. В формулировке миссии торговой компании „Внешторгресурс“ присутствует видение (для руководителя), а не миссия (для потребителя): „Быть лучшим поставщиком тканей и готовых текстильных изделий, лидером по качеству, ценам, условиям сотрудничества! Предлагать своим клиентам только продукцию высочайшего качества и по самым доступным ценам! Мы говорим „нет“ гонке за краткосрочными сверхприбылями, мы говорим „да“ долгосрочным партнерским отношениям!“ Ведь мне, как потребителю, не важно, станет ли компания лучшей или нет, мне важно удовлетворить свои потребности.

 

Очень распространённое заблуждение, что миссия – получение прибыли. Но среди просмотренных мною миссий смоленских компаний, таких, к счастью, не нашлось.

Когда в миссии присутствует обращение «Вам», „Ваш“, „Вашему“, мне не всегда понятно, а к кому именно обращается предприятие? Думается, что это клиент, но если я, читающий миссию компании, вовсе не клиент? Например, „Русские окна“: „помогать создавать и сохранять комфорт и уют вашего дома и вашего бизнеса“, мебельный магазин „Пальма“: „сделать ваш интерьер уютным, модным, стильным и современным“, Центр информационных технологий „Авант“: „помочь вам выбрать именно тот продукт, который максимально удовлетворит все ваши потребности и позволит вам получать удовольствие от его использования“.

 

Зачастую, формулируя миссию, создатель увлекается, и она превращается в громоздкое предложение, которое трудно воспринять даже в письменном виде. Например, средняя школа №8 с углублённым изучением иностранных языков г. Смоленска: «воспитание современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Или Смоленский политехнический колледж: „обеспечение качества подготовки компетентного специалиста, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда; воспитание творческой, социально успешной личности, гражданина через: эффективную организацию и высокое качество образовательно-воспитательного и инновационных процессов; анализ результатов деятельности и оценку потенциальных возможностей колледжа для удовлетворения запросов всех заинтересованных в качественном образовании сторон“.

Для сравнения простые и лаконичные формулировки миссий. Международный автомобильный холдинг «Атлант-М» (дилерский центр на улице Николаева в Смоленске): „Мы не просто продаем машины. Мы помогаем выбрать и владеть любимым автомобилем“. Всероссийский заочный финансово-экономический институт (филиал есть в Смоленске): „доступное и качественное образование для студентов, совмещающих учебу и работу“. Магазин „Техносила“: „Знаем людей и технику — предлагаем оптимальные решения!“

 

Очень часто в формулировке миссии присутствует квинтэссенция услуг предприятия, такая формулировка кратко отражает, чем занимается предприятие, но не позволяет понять, что оно даёт мне, как его клиенту. Например, торговый дом «Елизавета»: „Мы производим хлеб для современного общества и стараемся, чтобы он был доступен подавляющему большинству людей, мы используем натуральные ингредиенты и применяем новейшие технологии производства, мы любим свою работу и делаем её ответственно, мы вкладываем в свой труд традиции хлебопечения и ценности семейного бизнеса“. Строительная компания „Капитель“: „предоставление услуг в области строительства с целью удовлетворения самого взыскательного заказчика“. Смоленская областная организация профсоюза работников народного образования и науки: „Представление и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, социальных прав учащихся“. Телекоммуникационная компания „Терминал 67“: „предоставление качественной продукции по доступным ценам и обеспечение отличной поддержки клиентов на рынке CCTV“. МУП „Смоленсктеплосеть“: „обеспечить теплом и горячей водой жителей города Смоленска и содействовать экономическому развитию города“. Компания „Атлантик“: „быстрая помощь по удовлетворению потребностей в качественном металлопрокате юридических и физических лиц“. Транспортная компания „Смоленск-Логистик плюс“: „предоставить компаниям доступ к широкому спектру услуг в сфере грузоперевозок и обеспечить для каждого высокие стандарты обслуживания“.

 

Миссия всё-таки должна говорить о том, какую ценность несёт предприятие. Ниже приведены успешные примеры формулировок. Издательство «Универсум» (Смоленск): „привитие уважения к литературе как носителю общечеловеческих ценностей и научного знания и инструменту нравственного и духовного воспитания личности“. Производственное объединение „Кристалл“: „раскрывать природную красоту алмаза, превращая его в бриллиант безупречной русской огранки — символ совершенства, любви и благополучия“. Компания „Автодело“ (ЗАО „Агроцентр“): „обеспечить удобство и выгоду нашим клиентам от эксплуатации их автомобилей“. Открытое акционерное общество „Смоленскоблгаз“: „Нести в дома жителей Смоленщины тепло, уют и комфорт – блага, которые дает людям „голубое топливо““. Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области: „Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России“. „Ключ здоровья“: „Используя современные технологии и стандарты качества, обеспечить широкие слои населения экологически чистой и качественной артезианской водой, донести энергию и силу живой природы в каждый дом и офис, сделать жизнь более комфортной и здоровой“. Компания „Интернет67“: „Интернет67 стремится к тому, чтобы выделенный, безлимитный доступ в Интернет сделать доступным для всех городов России, а не только в городах-миллионниках“. „Единый центр страхования и кредитования“: „мы стоим на страже законных прав заёмщиков и оказываем квалифицированную помощь в освоении тонкостей кредитного рынка“. Юридическая фирма „ФЕМИДА“ (Верхнеднепровский): „Мы помогаем создавать и вести бизнес на территории Центрального округа Российской Федерации“. Торговая фирма „Стройоптторг“: „Наша компания способствует улучшению жизни людей, помогая им выбрать свой формат в мире отделочных материалов“. Информационный центр „Консультант Выбор“: „сделать работу наших клиентов удобной и эффективной путем внедрения в бизнес-процессы организаций современных информационных технологий“. Смоленский институт бизнеса и предпринимательства: „Мы формируем вместе с нашими клиентами одну из самых важных ценностей в жизнедеятельности человека – его Компетентность, основу успешного карьерного роста и эффективного управления компанией и организациями“. Вот миссия группы „Акрон“, куда входит ОАО „Дорогобуж“: „Быть надёжным поставщиком на глобальном рынке минеральных удобрений. Осознавая прямую зависимость многих аграрных регионов мира от производимой Группой продукции, мы стремимся способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства и улучшению социально-экономического благополучия общества“. Компания „Авантаж“: „формирование культуры текстильного дизайна интерьера, информирование потребителей о новинках и тенденциях мирового рынка. Мы стремимся к тому, чтобы в каждом доме, в каждой организации после нашего появления стало тепло и уютно“. Детский сад №69 „Чайка“ города Смоленска: „воспитание здорового, жизнерадостного, талантливого и компетентного смолянина – гражданина России, открытого миру; неравнодушную, творческую личность, способную сберечь и приумножить достояние, оставленное предками“. Компания „Спецснаб“: „создание системы качественного комплексного снабжения для обеспечения плановой, ритмичной и эффективной работы, как крупных предприятий, так и небольших фирм“. Миссия Некоммерческого партнёрства „Смоленский бизнес-клуб“: „сплочение руководителей, управленцев, предпринимателей. Знакомясь между собой и поддерживая контакты, далее им будет проще налаживать партнёрские отношения в бизнесе. Только общаясь неформально, вне рамок контрактов, можно увидеть хобби человека, его таланты и способности“.

 

Но при этом абстрактность не приветствуется, как, например, у «Регионального центра продвижения внешних инвестиций»: „социально-экономическое процветание Смоленской области как субъекта Российской Федерации“. Миссия „CАМОРЕЗИК.RU“: „Собрать лучшую команду в отрасли из лучших людей на рынке труда, чтобы делать нашу работу лучше всех – как подобает лидеру отрасли“.

Хорошо, если миссия сформулирована по отношению к разным целевым группам, например в производственной компании «Смолтойс»: „Мы дарим радость“, а дальше есть уточнения – „Детям […] Родителям […] Партнерам […] Сотрудникам […] Обществу […]“.

Есть и экстравагантные формулировки в виде стихов, как в Шаталовской средней школе Починковского района: «Учить, воспитывать, творить и, сердце детям отдавая, учить их просто мудро жить — вот наша миссия какая!»

 

Резюмируя всё вышесказанное, могу сказать, что отсутствие сформулированной миссии или некорректная её формулировка, безусловно, прямым образом не сказывается на эффективности. Но общеизвестно, что никакой ветер не будет попутным для корабля, не имеющего цели. Поэтому наличие миссии – это важный стратегический инструмент компании.

Никитас Денис