Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

О профессии (или кто такой бренд - менеджер)

Автор: Д.А. Шевченко
Начальник Управления маркетинговой и рекламной деятельности РГГУ.
заведующий кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ

Бренд – менеджментом называют применение серии маркетинговых технологий к определенному продукту, серии продукции или бренду. Все это делается в целях увеличения ценности продукта в глазах потребителя, тем самым увеличивая ценность бренда.

Маркетологи воспринимают бренд, как определенную гарантию, предоставляемую потребителю в том, что приобретаемый им продукт останется столь же качественным и привлекательным по условиям, и даже будет улучшаться. Это может привести к увеличению продаж, поскольку продукт будет более привлекателен по сравнению с конкурентами.

Грамотное позиционирование бренда также позволяет производителю плавно увеличивать стоимость продукта. Ценность бренда определяется размерами доходов, которые он приносит своему владельцу. Доход увеличивается в результате комбинации увеличения продаж и цены.

В английском языке слово «бренд» первоначально означало „печать, фабричная марка, клеймо“. В русском языке пока не нашлось адекватного словосочетания, поэтому говорят без перевода – бренд- (или бранд-) менеджер. В российской практике человека со сходными обязанностями часто называют просто начальником отдела продаж. Бренд-менеджер руководит продажей группы товаров определенной торговой марки (это может быть что угодно – бытовая и компьютерная техника, одежда, продукты питания и пр.)

В США карьера бренд-менеджера расписана, как правило, от и до: начинают обычно с должности аналитика по маркетингу или административного ассистента, через 2-3 года переходят на позицию помощника бренд-менеджера, отвечающего за свое небольшое направление — продажу одного конкретного продукта. И только еще через 3-4 года можно стать полноправным бренд-менеджером.

В России путь, лежащий к руководству брендами, гораздо более извилист, чем на Западе. Попасть в бренд-менеджмент можно, во-первых, через маркетинг. Деятельность маркетолога и менеджера по продажам во многом похожа на бренд-менеджмент. В компаниях среднего бизнеса директор по маркетингу может выполнять заодно и обязанности бренд-менеджера.

В крупных компаниях эти две должности чаще разделены, и тогда бренд-менеджер решает все вопросы, связанные с конкретным брендом (часто товаром или группой товаров), тогда как маркетолог курирует тактические задачи, стоящие перед компанией в данный момент времени.

В отличие от менеджера по продажам, бренд-менеджер занимается не столько самими продажами, сколько раскруткой торговой марки.

Все это возможно при наличии твердых знаний:

  • законов и нормативно — правовых документов, регламентирующих осуществление предпринимательской и коммерческой деятельности;
  • рыночной экономики, предпринимательства и основ ведения бизнеса;
  • конъюнктуры рынка;
  • ассортимента, классификации, характеристики и назначения товаров;
  • методов ценообразования, стратегии и тактики ценообразования;
  • основ маркетинга (концепций маркетинга, основ управления маркетингом, способов и направлений исследования рынка);
  • закономерности развития рынка и формирования спроса на товары;
  • теории менеджмента, макро— и микроэкономики, делового администрирования;
  • основ рекламы, формы и методов ведения рекламных кампаний;
  • основы и принципов PR-технологий;
  • психологии и принципов продаж;
  • особенностей брэнда, технологии производства;
  • порядка разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров;
  • торгового и патентного законодательства;
  • этики делового общения, правил установления деловых контактов;
  • основ социологии и психологии;
  • структуры управления предприятием;
  • методов обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи;

Что касается иностранного языка, то этот вопрос очевиден. Знать английский обязательно, а вот знание дополнительных иностранных языков — это уже индивидуально.

Сюда следует добавить набор необходимых умений и способностей, которыми должен владеть современный бренд-менеджер, а именно:

  • изучать особенности продвигаемого продукта, анализировать требования потребителей к продукту на основе результатов маркетинговых исследований;
  • осуществлять анализ рынка, определять целевые потребительские сегменты рынка для предложения продукта;
  • разрабатывать стратегию продвижения продукта на рынок с учетом предложений подразделений маркетинга и рекламы по проведению рекламных кампаний, выставок, презентаций, иных PR-акций;
  • организовывать проведение презентаций продукта потенциальным покупателям и потребителям, тематических семинаров (профессиональное консультирование о потребительских свойствах и качествах продукта);
  • разрабатывать ценовую политику по продукту, определяет условия продажи товаров (системы скидок и льгот отдельным группам покупателей);
  • проводить прогноз объемов продаж;
  • составлять бюджет по продукту, осуществлять расчет ожидаемой прибыли и рентабельности с момента внедрения продукта на рынок, определять возможность убытков для предприятия на первых этапах продвижения продукта и разрабатывать предложения по их минимизации;
  • разрабатывать схемы сбыта продукта (от создания новых сбытовых подразделений до реконструкции имеющихся каналов сбыта);
  • организовывать договорную работу в подразделении, занимающемся продуктом, ведет учет платежных операций, анализировать оперативные данные об итогах продаж;
  • координировать мерчандайзинг продукта;
  • осуществлять наблюдение за положением продукта на рынке (ходом продаж продукта, спросе на него), определять и анализировать отношение потребителей к продукту;
  • выявлять неудовлетворительные параметры продукта, требования покупателей к продукту (не учтенные в продукте) и сообщать о них конструкторским, технологическим и производственным подразделениям для корректировки продукта, придания ему новых потребительских свойств;
  • отслеживать ценовую политику и спрос на брэнды конкурентов, определять позиции продукта относительно аналогичных или схожих продуктов конкурентов;
  • координировать и контролировать работу подчиненных работников;
  • готовить отчеты руководству предприятия о проделанной работе;
  • исполнять иные смежные обязанности по продвижению и продаже продукта.

О компетенциях (или что должен уметь делать бренд – менеджер):

Профессия Бренд – менеджера подразумевает наличие серьезных знаний в области рекламы, маркетинга, связей с общественностью. В отличие от «чистого» маркетолога бренд-менеджер должен разбираться в продаже данной группы товара не только на уровне экономиста, но и на уровне производителя.

Работодатели могут требовать от бренд-менеджеров, занимающихся, например, продукцией молочной промышленности, знания особенностей технологии переработки молока.

Встречается мнение, что бренд-менеджер – это специалист по закупкам. В действительности, контроль над процессом закупок и поддержание отношений с поставщиком – составная, но не главная часть деятельности бренд-менеджера.

Несомненно, что при выводе новой марки (бренда) потребуются бренд-технологии, но при перепозиционировании старых брендов могут появиться проблемы. Эти проблемы связаны с ребрендингом. Вот уж где потребуется творческий и креативный личностный потенциал от бренд-менеджера.

А также (или дополнительные навыки, необходимые бренд — менеджеру):

В том случае, если закупки производятся за рубежом, от бренд-менеджера требуется знание языка страны-производителя (английского, немецкого и пр.).

О необходимых личных качествах (или кто может быть бренд – менеджером):

Есть четыре основных качества, которые необходимы бренд – менеджеру:

Во-первых, он должен быть отличным товарищем и нужным коллегой.

Во-вторых, исключительным экспертом в чем-либо , что имеет реальную ценность.

В-третьих, визионером — учителем, лидером и дальновидным «провидцем».

В-четвертых, деловым человеком, одержимым прагматичными результатами.

О доходах (или какая зарплата ожидает хорошего специалиста):

На сегодня сложившаяся потребность в специалистах данного профиля обеспечивает заработную плату от 2000 долларов.

О спросе (или востребованности на рынке труда):

Бренд – менеджер считается ключевой фигурой в успехе бизнеса и востребованность в квалифицированных профессионалах огромная.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены