Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Национальная идея среднего класса - это нормальная жизнь.

Игорь Березин, Президент Гильдии Маркетологов
(095) 257-31-43
iberezin@expert.ru

И все-таки большинство россиян — экстремалы. Это у англичан «no news — is a good news». Нам подавай адреналин. Да так, чтобы пробирало до самых печенок. Не успело общество немного успокоиться после „августа 98“, „пожара на башне“, „потопления лодки“, „отставки Е.Б.Н.“ и всеобщего ожидания „Апокалипсиса 2000“. То ли в связи с тотальным выходом из строя компьютеров (эта проблема волновала даже тех, кто к „живому“ компьютеру ближе 40 метров ни разу в жизни не подходил), то ли в связи с давнишними катренами Нострадамуса. Так на тебе — последние два относительно спокойных года в России уже получили название „путинского застоя“. Ну, и что, что заработная плата растет на 15-20% в год в долларовом выражении? Мало! Вот билетики МММ росли на 100% за месяц. Правда, чем это дело кончилось некоторые граждане еще помнят. Некоторые, но далеко не все. Ну, и что, что доллар подрожал за два года на какие-то 10%, и новый уровень курса рубля перестал быть главной экономической новостью дня. Хотелось бы верить, что эта скука — надолго. Зато раньше как душевно было. Ровно в 11.00 один из ответственных сотрудников как крикнет на весь офис — „Тихо!!! Щас курс по радио скажут!!!“. Ну, и что, что реальный уровень безработицы опустился до значений, приличествующих даже экономически весьма развитым странам — 7-8% трудоспособного населения. Нам драйва подавай. Борьбы там какой-нибудь бескомпромиссной. Чтоб, как говорится — либо грудь в крестах, либо — голова в кустах. И не иначе. Многим. Но, как показывает исследование „Стиль жизни среднего класса“ (журнал „Эксперт“, Группа monitoring.ru) — далеко не всем.

Вот средних русских «путинский застой» очень даже устраивает. Можно сказать нравится. Работа, которая появилась за последние 3-4 года, нравится. Кстати, более половины средних русских хотя бы один раз поменяли работу после „августа 98-го“. И почти половина намерена продолжать работать там, где они трудятся сегодня, как можно дольше. Хотя, конечно, есть и такие, кто готов сменить место работы, как только подвернется что-нибудь получше. И это тоже нравится. Что возможности появляются новые. Что за „место“ не надо держаться всеми 24-32 зубами. Что, если не удается реализовать себя в чем-то одном, можно попробовать что-то другое.

Нравится, что доходы растут. Медленно, конечно. Хотелось бы побыстрее. Но, побыстрее уже было в 95-98-м. Так, как тогда, — лучше не надо. Тем более, что более половины представителей среднего класса считают, что сегодня их семьи в материальном плане живут лучше, чем в середине 90-х годов прошлого века. Ухудшилось же по сравнению с 1996-97 годами материальное положение только у 15% средних русских. Нравится, что цены растут не на 15-20% в месяц, а на столько же в год. Тоже многовато, конечно. Но, в целом терпеть можно. Вот Израиль, например, при таком уровне инфляции прожил лет 15. И ничего — экономически высоко развитое государство. Постиндустриального типа.

Нравится в театры ходить. На мюзиклы там всякие. Хотя тоже — разное случается. То поют не по-русски. То вместо звезд эстрады третий состав выпустят. То — сами знаете. В общем всякое случается в театре. Но, в целом культурная жизнь устраивает. Хотя цены могли бы быть и пониже.

В выходной день нравится всей семьей сходить в этот, как его — Moll, Каньен. Тьфу ты, — в торгово-развлекательный центр. Кино там посмостреть по Джеймса Бонда или Гарри Поттера. По магазинам прошвырнуться. Подивится на мужские туфли за 400 баксов. «Точно такие мы видели в Берлине за 150 евро.» Пиццу съесть, или блинов русских. Шашлык с шурпой. Или эту модную японскую рыбу сырую. Суси, такемаки, микадо, прости Господи. Потом — в „Перекресток“, „Седьмой континент“, „Рамстор“. Набить полный багажник салатами и полуфабрикатами, чтоб на неделе о „хлебе насущном“ голова не болела, — и домой, к „ящику“.

Телевидение, конечно, не нравится. Глупое оно, конечно. Хотя отдельные передачи — слишком заумные. Вроде по отдельности все слова понятные. Ну, или почти все. Но, вот общий смысл? Тайна сия великая есть. И рекламы очень много. И она тоже глупая. Но, мы смотрим. Потому, что протянуть руку к ПДУ — лень. Да, и не к чему это. По другим каналам в это время тоже реклама идет. Они, конечно, не сговаривались. Каналы, и их начальники. Боже упаси. Просто так оно само собой вышло. Совпало как-то . Не очень удачно. Хотелось бы, чтобы совпало как-то по другому. А заказать в ближайшем видео-прокате полное собрание сочинений Тарковского или там Бергмана, и уж тем более книжку какую хорошую почитать вместо «глупого ящика» — ЛЕНЬ. Но, не всем. Некоторым очень даже не лень. Кое-кто и книжки читает. Разные. Они вот за год подорожали в два раза, а средний класс их все равно читает. Упрямые какие-то. А отдельные личности, ужас-то какой, программы Гордона покупают на Горбушке. Полную версию и без рекламы.

За границу ездить нравится. На отдых. Хотя, в последнее время это немного приелось. Но сама идея нравится. Что вот, я могу, если конечно захочу, здоровье и начальник позволит, вот так взять и за 300 долларов смотаться на недельку в Египет, или там в Турцию. В Испанию, Италию, Грецию…. Хотя Италия, конечно, подороже обойдется. Обидно. Хотелось бы все-таки за 300.

Нравится, что можно здоровье поправить в условиях, о которых лет 15 назад мечтали только крупные начальники не ниже областного масштаба. Хотя, лечиться, конечно, не нравится. И болеть очень не нравится. Да, и дорого это. Очень. Хотелось бы все-таки подешевле. А еще сильней хотелось бы быть богатым, и совсем здоровым.

Нравится, что сбережения появились, какие — никакие. Маленькие такие, но свои родные. Кровные. В банки их нести пока страшно, да и проценты там платят очень маленькие. Не то что Мавроди. Он, правда, в итоге всех кинул. Даже силовиков и бандитов. Но, ведь и дома уже деньги держать страшно. А в банке — все-таки проценты. Хотя и маленькие.

Нравится, что через пару тройку лет можно будет о квартире новой подумать. Или, там о даче. Хотя, в общем, жилищный вопрос у среднего класса остро не стоит. Почти половина средних русских вполне удовлетворена своими жилищными условиями. Остальные уверены, что смогут улучшить их в ближайшем обозримом будущем. Лет за пять. И это вполне реально. Хотя, конечно, всегда хочется чего-то большего.

Нравится, что появилась какая — никакая, а все-таки уверенность в завтрашнем дне. Предсказуемость. Стабильность. И если в 2001-м году чуть более 60% средних русских называли стабильность в качестве одной из ключевых ценностей, жизненных установок, то к концу 2002-го — почти 90%. Со стабильностью, правда, не все в порядке. Неустойчивая она какая-то стабильность. Вот ведь каламбур какой получился. А тут еще по ящику с утра до вечера умные дядьки твердят, что вот как бочка нефти подешевеет до 10-15 долларов, так и кердык нашей стабильности. А вместе с ней и экономике нашей, и торгово-развлекательным комплексам, и сбережениям, и культурной жизни. Да и в прессе все о том же. Страшно. А ну как и правда? И что тогда? Вот это дело сильно не нравится.

А еще не нравится, что нормально живет в нашей стране процентов 30 населения, ну, от силы 35%. А остальные две трети? Они то как? Не то, что бы средние русские были такими уж гуманистами и человеколюбами. Но, как-то неуютно. Не правильно это. Не по христиански. То есть, оно конечно, в любом обществе, всегда найдутся свои бедные и обездоленные. И некоторым из них очень даже и поделом. Меньше надо водки трескать и на печи лежать. Но ведь не большей же части населения поделом. А учителя? А врачи? Чему научить и как полечить они могут при заработной плате в 50 долларов в месяц?

А коммунальное хозяйство? Ну, допустим, лично я, как и другие средние русские трачу на текущее содержание своей квартирки 500 долларов в год, а если сильно напрягусь то смогу тратить и 1000. А что толку? Где гарантия, что следующей зимой в моей квартире не отключится газ, свет, тепло, телефон; и все потому что кто-то кому-то за что-то вовремя не заплатил или с кем-то о чем-то не договорился? Нету никаких гарантий. Это сильно не нравится.

А еще не нравится заработную плату получать в конверте. То есть получать заработную плату нравится. А вот, то что она в конверте — не нравится. И в ведомости за 1000 рублей расписываться не нравится. Стыдно. И призывы выйти из тени по ящику уже достали. 13% видите ли. Из тени. Да хоть 15%. Вопрос не ко мне. А к моему работодателю. А ему на мои 13% плевать. Его 35% налога на фонд заработной платы заботят. Сделайте ему 25, может он и выйдет меня из тени. И я с удовольствием буду расписываться за десять тысяч или двадцать. И 1.5-2 тысячи налога отдам. Без всякого удовольствия. Кто ж с удовольствием-то деньги отдает, разве что — милостыню. Но, отдам как миленький. Потому, что спать спокойно по ночам нравится всем.

А еще нравится думать, что если так и дальше пойдет, лет хотя бы пять-десять, то глядишь — и дети образование смогут получить. Не в Оксфорде, конечно, но во вполне приличном российском вузе — это точно. А дети — это святое. Хотя улицы могли бы быть и почище, преступность пониже, зарплата повыше… И все такое.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены