Гильдия
Маркетологов
некоммерческое партнёрство
«Вместе мы
можем больше»

Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда г. Москвы

Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31 января 2002 г.

О семинаре

По данным ведущих кадровых агентств в 2001 году деловая активность в сфере предпринимательства на отечественном рынке труда достигла максимальных показателей.

Этому способствуют следующие основные факты, повлиявшие на рыночную ситуа-цию в сфере занятости:

  1. Зафиксированный рост общего промышленного производства, начавшийся с конца 2000 года. Более стабильная в целом экономическая ситуация в стране.
  2. Интенсивное развитие отраслей, связанных со сферой услуг, как пищевая, тек-стильная, мебельная, обувная, страхование, медицина и фармацевтика, образова-ние.
  3. Расширение и интенсивное внедрение в бизнес-практику новых рыночных тех-нологий управления, возникновение рыночных инфраструктурных сетей в сфере торговли и сбыта (вертикальные, горизонтальные сети сбыта).
  4. Увеличение объема использования рыночных инструментов и технологий веде-ния коммерческой деятельности, вызванных существующей конкуренцией, а именно использование маркетинга, рекламы, логистики, бизнес-планирования, управления финансами, системы контроля качества.

Эти и другие факторы характеризуют совершенно новые явления в социальной и экономической сфере жизни общества. Эти изменения требуют своего осмысления, поис-ка новых механизмов рыночной адаптации, в первую очередь молодых специалистов в сфере занятости.

В проекте федеральной целевой программы «Содействие занятости населения Рос-сийской Федерации на 2000-2005 годы», подготовленной Минтрудом России обращается внимание на недостаточное использование маркетингового подхода в анализе ситуации на рынке труда.

В конце 2001 года по заданию Департамента федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве было проведено маркетинговое исследование состояния и перспектив развития молодежного рынка труда г. Москвы. Исследование проводилось силами Научно-аналитического центра социальных проблем муниципального управления Академии труда и социальных отношений и Центра маркетинга и информационного ме-неджмента Российского государственного гуманитарного университета.

По существу рынок образовательных услуг плохо коррелируется с реальным секто-ром экономики. Это объясняется отсутствием возможностей эффективного прогнозирова-ния изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей экономики по причине недоста-точных, а в ряде мест и полностью отсутствующих баз данных, отражающих спрос и предложение на рынке труда.

Конкуренцию на рынке труда в настоящее время следует рассматривать не между предложением со стороны молодых специалистов и спросом работодателей. Вакансий достаточно. Печать пестрит объявлениями — приглашением на работу, а между качества-ми, способностями в профессиональной работе самих специалистов. Исследования, про-водимые кадровыми агентствами, фиксируют увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40% в 2001 году по сравнению с прошлым годом, а в отдельных отраслях, например в промышленности, спрос по некоторым вакантным позициям вырос в 2 раза. И здесь решающую роль играет образование. Тем не менее среди молодых спе-циалистов около 30% безработных. Чем же можно объяснить подобное противоречие?

Исследование показывает несоответствие профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей. Заказчиками у высшей профессиональной школы выступают в подавляющем большинстве население, родители, которые скорее психологически понимают ситуацию на рынке труда. Вузы же не готовы, даже теоретически, рассматривать и подходить к подготовке специалистов с точки зрения товарных категорий. Правда, сейчас активно обсуждаются и ведутся работы по разработке стандартов профессий. Несомненно, что в дальнейшем потребуется пересмотр образова-тельных стандартов.

Рынок нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требование «умение обучаться», кото-рое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда. В условиях рынка от работника требуется нали-чие базовых компетенций, позволяющих ему перемещаться с одного рабочего места на другое.

Сегодняшняя ситуация требует формирования эффективной системы адаптации и поддержки занятости (трудоустройства) молодых специалистов на современном рынке труда.

Стремительно формирующийся новый рынок труда требует новых организационно-экономических, технологических, культурно-образовательных форм и способов эффек-тивного использования накопленного отечественного духовно-нравственного и производ-ственного потенциала. Вместе с тем современная экономика формирует новые предложе-ния на рынке рабочих мест на профессии, по которым ранее не велась образовательная подготовка. Ниже приводится таблица, отражающая потребности новой экономики.

Таблица 1 Перечень востребованных специальностей по перспективным направлениям развития экономики

Наименования направлений Наименования специальностей
1. Продвижение товаров и услуг на рынке Специалист по связям с общественностью;
Специалист по технологии и дизайну упаковочного произ-водства;
Специалист по художественно-техническому оформлению печатной продукции (графика);
Специалист по коммерческой логистике;
Менеджеры по управлению материальными ресурсами и оптовой торговле;
Менеджеры по работе с клиентами в рекламном агентстве;
Сервис-инженеры в торговых фирмах
2. Создание компьютерных информационных систем, обеспечение техническими средствами и каналами информации Инженер-технолог телекоммуникационных систем;
Системный аналитик;
Специалист по компьютерным сетям;
Специалист по защите информации;
Дизайнер (менеджер) средств массовой информации;
Системный программист;
Администратор баз данных;
Менеджер проекта в области информационных технологий
3. Инвестиционная политика и правовая защита Экономист-менеджер по экономике и управлению научными исследованиями и проектированию;
Экономист-менеджер по управлению инновациями;
Экономист-менеджер по управлению экономической и информационной безопасностью;
Экономист-менеджер по экономике и управлению конкурентоспособностью;
Экономист-менеджер по управлению качеством;
Экономист-менеджер по управлению инвестиционными проектами;
Юрист по предпринимательскому и коммерческому праву;
Юрист по интеллектуальной собственности и правовой охране;
Специалист по экономике природопользования;
Специалист по антикризисному управлению
4. Модернизация промышленного производства Инженеры-конструкторы машиностроительного производства;
Инженеры-технологи, инженеры-механики хлебопекарной, табачной, пивоваренной промышленности;
Инженеры-гидравлики, теплотехники, энергетики, сантехнических и вентиляционых систем;
Специалисты по материаловедению и новым материалам;
Специалисты по лазерной технике и лазерным технологиям;
Инженеры по технической эксплуатации транспорта
5. Управление персоналом Специалист по управлению персоналом (экономисты);
Специалист по отбору персонала (кадровики);
Специалисты по психологической поддержке

Таблица показывает рост числа рыночных специальностей по сравнению с традици-онными. Наиболее востребованными на рынке труда в настоящее время являются специа-листы в области маркетинга (увеличение спроса по сравнению с 2000 годом на 20-30%), топ-менеджеры (35-40%), руководители проектов (15-25%), логисты (20-25%), специа-листы IT-технологий для Hi-Tech компаний и промышленности (35-45%).

Отличительной чертой 2001 года специалисты считают возникновение существенно-го спроса на инженерно-технический персонал в области промышленного производства. Это: инженеры, технологи, директора производства, специалисты по контролю качества продукции для, в первую очередь пищевой, химической, мебельной, обувной, фармацев-тической промышленности.

Специалисты по этим направлениям работы востребованы на рынке рабочей силы. Проблема здесь скорее в возможностях высшей школы обеспечить качественную подго-товку по этим специальностям. Это, в свою очередь требует эффективной системы «об-ратной связи» в системе „спроса и предложения“.

Требования работодателей к молодым специалистам

Уровень безработицы в Москве остаётся самым низким по России. Каждый пятый молодой москвич обеспокоен проблемой трудоустройства. Ежегодно московский рынок труда впитывает в себя до 50 тысяч выпускников высших учебных заведений.

Работодатели не имеют материальных и организационных возможностей активно развивать внутрифирменную профессиональную подготовку специалистов. Отсутствует также практика инвестирования высшей школы со стороны реального сектора экономики. В то же время требования к выпускникам по различным группам специальностей стано-вятся всё более жёсткими. Ниже приводится таблица требований работодателей к канди-дату, составленная по базам данных департамента федеральной государственной службой занятости и кадровых агентств на февраль 2000 г.

Таблица 2. Требования столичного работодателя к кандидату

Параметр Диапазон по группам специальностей
департамент агенства
Индивидуальные особенности личности
Пол Более 11% всех вакансий только для женщин.
Дискриминация женского труда по отдельным профессиям незначительна.
Преобладание вакансий для женщин только для педагогов и бухгалтеров.
По другим специальностям шансы мужчин на 20-30% выше.
Возраст Нет данных мужчины: 23 — 45 лет
женщины: 23 — 40 лет
Внешний вид Несоответствующий внешний вид — основная причина отклонения кандидатуры работодателем
Здоровье Нет данных Нет данных
Личностные качества (коммуникабельность, активность…) Зависят от специфики предлагаемой работы
Квалификационно-профессиональные требования
Опыт работы по данной должности/специальности 18 — 74% вакансий от 2 лет
71 — 93% вакансий
Знание рынка Нет данных 0 — 15% вакансий
Наличие установившихся деловых связей или клиентской базы Нет данных 0 — 26% вакансий
Образовательный уровень Указывается в общем виде (в/о гуманитарное, техническое, медицинское, юридическое).
Средний балл выпускника 4,5 — 4,75.
В отдельных случаях указываются конкретные вузы
Специальность/специализация В основном, указывается должность
Дополнительные профессиональные знания Нет данных 6 — 58% вакансий
Знания в смежных областях Нет данных 3 — 14 областей знаний
Компьютерная грамотность 10 — 100% вакансий 12 — 100% вакансий
Дополнительные навыки (водительские права, спорт…) Зависят от специфики предлагаемой работы
Соответствие условиям работы (по группам специальностей)
Средняя зарплата, у.е./мес. 50 — 150 450 — 600
Московская прописка Нет данных 0 — 28% вакансий
Район проживания Нет данных 0 — 42% вакансий
Согласие на командировки Нет данных 0 — 42% вакансий

Эти данные подтверждаются проведённым исследованием Центра маркетинга и ин-формационного менеджмента РГГУ основных периодических изданий по трудоустройст-ву и образованию. В качестве основных источников для контент-анализа были взяты 8 наиболее популярных в России газет и журналов ( «Работа и зарплата», „Работа для вас“, „Элитный персонал“, „Работа сегодня“, „Куда пойти учиться“, „Из рук в руки“). Анализ показывает доминирующий рост спроса на профессии, связанные с развитием сферы об-ращения: менеджеры, маркетологи, специалисты в области рекламы, финансовые анали-тики, системные администраторы, специалисты в области компьютерных технологий и т.п. Подавляющее число объявлений о наборе сотрудников включают в качестве основных требований:

  • наличие высшего образования — 90% от общего числа
  • знания ПК на уровне не ниже уверенного пользователя — 95%
  • знания как минимум одного иностранного языка — 50%
  • наличие работы по специальности (в среднем от двух лет) — 50%

Обращает на себя внимание, что подавляющая часть объявлений «Ищу работу» идет со стороны женщин. Однако спрос работодателей в основном адресован мужчинам.

Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, можно сказать, что образование в вузах отстаёт от требований ра-ботодателей. Немногие из государственных вузов, (а в них готовят более 90% всех спе-циалистов) готовят специалистов в области маркетинга, PR, финансового, менеджмента и других, в том числе отраслевых специалистов. Как правило, это образование платное, и конкурс достаточно высок. Что касается коммерческих вузов, их репутация пока невысо-ка.

По нашим данным на рынке труда происходит постепенное снижение спроса на та-кие популярные специальности как экономика и юриспруденция. В разделах «ищу работу» именно специалисты в этих областях предлагают свои услуги.

Среди актуальных проблем, стоящих перед вузовским образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных самостоятельно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Эту задачу предстоит ре-шить в ближайшее время высшему образованию.

Директор Центр маркетинга и информационного менеджмента,
кандидат философских наук, доцент Шевченко Д. А.

Ближайшие встречи
Сертификация маркетологов
Российской Федерации
Вступите в Гильдию маркетологов и подтвердите свой статус эксперта в маркетинге
Кавалеры Ордена
«за заслуги в маркетинге»
Гильдия Маркетологов награждает Отличительным орденским знаком «За заслуги в маркетинге» за высокий уровень профессионализма в сфере маркетинга, признанный Гильдией Маркетологов.
Александр Панкрухин
Сайт основателя Гильдии
Сайт, посвященный наследию основателя Гильдии Александра Панкрухина
Полезная рассылка
Гильдии Маркетологов
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю своё согласие Некоммерческому партнёрству «Гильдия Маркетологов» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных «Политикой конфиденциальности»
2024 © Некоммерческое партнёрство «Гильдия Маркетологов»
Все права защищены