Полезная рассылка Гильдии Маркетологов

Яндекс.Метрика
ПУБЛИКАЦИИ

Маркетинг образовательных услуг (МОУ): крик души!

О динамике МОУ

Актуальна ли тема нашего форума? Еще как! Тот, кто сказал, что потребность в образовании вторична, а на голодных рынках ее удел особенно печален, явно не прав. Надо только донести до всех, что без образования ни сытым не останешься, ни защищенным. Вот только многих социальных институтов, ответственных за об-разование, по сравнению с социализмом (парткомы, профкомы, комитеты комсо-мола), не осталось. Надо нам самим все делать, самим формировать рынок и сти-мулировать спрос!

Пока развития в МОУ мало. Вот позавчера, готовясь к сегодняшнему докладу-выступлению, зашел в Интернет. Что там есть? Много цитат (со ссылками и без) из «классика»-А.П.Панкрухина (раньше это мне льстило, сейчас такое доминирование уже вовсю огорчает), отчасти — ряд немного иных соображений общего порядка, практически нет ничего конкретного. Где реальные исследования реального обра-зовательного рынка? Причем данные по Москве мало помогут Сыктывкару. По крайней мере, в Интернет реальных маркетинговых исследований в образовании не видно. А скольких студентов-дипломников и аспирантов с докторантами, преподавателей можно на это „занарядить“ фактически бесплатно. Или есть исследования, но прячем? Тогда зря: образованию не нужна тупая в жадности конкуренция; ему, как мало какой другой сфере, прямо показаны сетевые оргструктуры. Мы в Гильдии маркетологов идем таким путем — кооперируемся, партнерствуем. И без плюсов для каждого себя с профессиональных тусовок не уходим: и преподаватели, и исследователи, и руководители маркетинговых служб, и журналисты, пишущие о маркетинге.

Критерий действенности: хотим еще!

Особенность МОУ — самовозрастание спроса. Это вам не пирожки, которых чем больше съедаешь, тем меньше хочется. Хорошего образования всегда хочется больше! Такое еще есть только в отношении наркотиков и власти. Настоящий кайф преподавателя, когда его не только благодарят после занятия, а еще и спрашивают: «А вы будете еще у нас на занятиях? А игры деловые еще будут?» И что важно: хотим мы все еще образования не только и не столько, когда интересно рассказывают, а когда мы сами еще и соучаствуем в выработке новых знаний. Как говаривал философ Мераб Мамардашвили, всякий орган формируется и развивается только в деятельности. А содействовать в образовании нельзя в обстановке скученности; тогда, извиняюсь за каламбур, многим неизбежно будет скучно: важны соответствующие условия. И вот здесь надо переосмыслить саму суть термина: „потребитель“.

Потребители — все.

Меня недавно в МГТУ им. Н.Э.Баумана «загнали» в аудиторию с пятью объе-диненными группами слушателей и с монолитными скамейками-рядами, лишили при этом всей техники и говорят: давай деловую игру, все хотят, вот мы всех и со-брали. Пришлось половине слушателей либо стоять, либо залезать на скамейки с ногами, чтобы суметь развернуться друг к другу в микрогруппах. В этом нашем МОУ, как и в любом другом маркетинге потребители — не только конечные. По-требляет преподаватель — заказы образовательных учреждений и предлагаемые ими условия труда, потребляет признание, уважение образовательного рынка; ему очень нужно приращение своей преподавательской ценности, известности. Потребляет само учреждение — услуги, труд преподавателей и их мотивированность к своему профессиональному труду. Потребляет, но не пестует, а как бы паразитирует на уже сложившейся мотивированности: видимо, думает, что кроме денег, ничем преподавателю помочь не сможет. А это не так!

О стимулах и маркетинге личностей и школ в образовании

Кто и каких педагогов помнит? Я многих спрашивал: в основном — или давно умерших, или школьно-дошкольных. Из более высоких ступеней образования ино-гда вспоминают только Илону Давыдову. Маркетинг может и должен быть развер-нут не только вовне, но и вовнутрь, быть маркетингом труда, карьеры, личности педагога в образовательном учреждении! Памятники оставим умершим, но хотя бы фотографии (Доски почета! Кто уйдет,- фото легко и заменить, а можно и оставить как историю) и персонифицированные буклеты сгодятся и живым. См., напр., буклет кафедры общего и специального менеджмента РАГС, ее календарики. Процесс учебный тоже надо уметь показывать, а не только сидение в аудиториях и светлые лики ректоров! И повышением квалификации можно помочь, и перекрестной экс-пертной работой, и выездными семинарами «Летом учимся в Сочи (или в Карловых Варах)».

О главном (конечном) потребителе и его сегментации

До сих пор в образовании, как и вообще в России, принято сегментировать рынок почти исключительно на богатых, средний класс и бедных. Причины — на поверхности, вытекают из стратегических приоритетов товаропроизводителя и по-средника. Но никак не из приоритетов самих потребителей, а они (приоритеты) внутри этих групп весьма разные, зато могут совпадать внутри разных групп. Ау, социологи! Раз в году и висящее ружье стреляет! Пусть до Гарварда выстрел не до-тянется (денег у бедняка и вправду не хватит), но создавать спрос на пусть пока короткое, но сравнительно элитное образование надо и среди неэлитных групп: бесплатные пробы люкс-образования (открытые занятия) могут побудить человека начать зарабатывать на систематические занятия. Да и умные богатые скорее предпочтут учиться с другими умными (хотя и небогатыми), чем с другими богатыми (но не умными). Если конечно, пришли в аудиторию не мужей или жен выгодных искать, а все-таки учиться.

Об образовательных стандартах и УМО

Известно, что это вотчина чиновников от образования, узкого круга проверяющих-аттестующих и организаторов образования в самих образовательных учреждениях. А надо бы все поставить с головы на ноги. Стандарт нужен самом по-требителю и учреждению образования, чтобы они встретились и убедились во взаимной полезности! У нас несколько УМО: и по менеджменту есть, и по маркетин-гу. Но пока нет от них толку для маркетингового подхода к менеджменту в самом образовании,- сапожник без сапог!

Панкрухин Александр